В новом исследовании, опубликованном в Scientific Reports, сообщается, что пребывание в новой среде способно улучшить запоминание информации, но это характерно только для молодых людей. Исследователи связывают этот эффект со стадией развития дофаминергической системы.
Скриншоты среды виртуальной реальности, которую изучали испытуемые. Credits: Leiden University
Многие исследования, проведенные как на животных, так и на людях, убедительно говорят о том, что нахождение в новой среде стимулирует процесс обучения. Этот «эффект новизны» может запускать механизм долгосрочной потенциации, задействованный в процессах памяти. В том числе он характерен для запоминания событий, происходящих до или после воздействия новой обстановки. То есть мы наверняка с большей вероятностью запомним какую-нибудь информацию, если будем усваивать ее после пребывания в новом месте.
Эффект довольно полезный, но тем не менее исследователи из Лейденского университета (Нидерланды) в своей новой работе показывают, что он работает не во всех случаях. У пожилых людей изучение новой среды приводило даже к ухудшению последующего запоминания информации. Вывод интересный, поскольку в течение многих лет в литературе высказывалось предположение о том, что в новую среду можно погружать пожилых людей для улучшения их памяти.
В обозреваемом исследовании ученые протестировали действие «эффекта новизны» на память в разные периоды жизни: детстве (8-11 лет), подростковом возрасте (12-17 лет), юности (18-44 года) и старшем возрасте (≥ 45 годам). Выделение таких возрастных групп основано на предшествующих работах, проводимых на животных, которые показали, что действие «эффекта новизны» связано с уровнем дофамина. Поэтому разделение проводилось по кривой дофаминергического функционирования на протяжении всей жизни.
Авторы работы также постарались выяснить, зависят ли «эффекты новизны» от силы следов памяти – временных связей в коре мозга, служащих физиологической основой запоминания, сохранения и воспроизведения. Для этого участники сначала погружались в одну из двух виртуальных сред, которые разрешалось свободно исследовать. Затем они исследовали или ту же (теперь уже знакомую) или новую среду, после чего им показывали список слов. Одна группа участников выполняла задание на глубокое кодирование («Отображает ли показанное слово что-то живое или нет?»), а другая группа участников выполняла задание на поверхностное кодирование («Первая буква показанного слова открыта или закрыта?»). После короткого задания на отвлечение проверялись запоминание и распознавание слов, а также память на ориентиры, которые встречались во время исследования.
Результаты исследования показали, что участники в условиях глубокого кодирования запоминали больше слов, чем участники в условиях поверхностного кодирования, при этом предварительное изучение новой среды не повлияло на этот эффект. Далее, оценив эффективность запоминания после изучения новой среды и после повторного изучения уже знакомой, исследователи обнаружили, что дети, подростки и молодые люди запоминали слова лучше именно в первом случае. В то же время у пожилых людей эти эффекты отсутствовали.
Кроме того, при сравнении производительности памяти, у подростков и молодых людей она оказалась лучше, чем у детей и пожилых людей. Авторы полагают, что это связано с дофаминовой системой: новая среда повышает уровень дофамина, который проецируется в гиппокамп – область мозга, связанную с обучением. Сам дофамин снижает порог обучения. У детей дофаминовая система еще только развивается, а у пожилых – ослабевает. Это могло бы объяснить, почему эффект новизны не оказывает укрепляющего эффекта на память.
С эволюционной точки зрения, по мнению исследователей, действие «эффекта новизны» на память имеет смысл, поскольку в новой среде необходимо быстро сканировать окружение, чтобы выявить возможные опасности. Тем не менее в этой теме еще остается много нерешенных вопросов. Авторы отмечают, что предыдущие исследования на животных также показывают лучшее запоминание информации до и после воздействия новой среды у пожилых животных, если производилось повторное обучение (обучение два раза подряд). Таким образом, вероятно, «эффект новизны» действует на пожилых, но им нужно больше стимуляции для действия его на память.
Текст: Анна Удоратина
Effects of exploring a novel environment on memory across the lifespan by Judith Schomaker et al., Scientific Reports. Published: October 5, 2022.