Сотрудники Университета Неймегена выяснили, что стрессовые ситуации в возрасте до пяти лет способны увеличивать объем мозга. Оказалось, что такие изменения приводят к ускорению развития серого вещества и повышению зрелости некоторых его отделов. Все подробности исследования учёные изложили на страницах журнала Scientific Reports.
Изменения в левом гиппокампе (а), правой гиппокампальной извилине (b) и передней поясной коре. Credit Tyborowska et al, 2018
Стресс в организме запускает адаптационные процессы, главные участники которых – гормоны глюкокортикоиды. Они способны влиять на работу всего организма: в частности, в мозге изменять активность рецепторов в префронтальной коре, гиппокампе и миндалевидном теле – зонах, ответственных за эмоциональное состояние и когнитивные процессы. Воздействие стресса способно приводить к изменению мозга как в зрелом, так и в раннем возрасте, а механизмы таких изменений до сих остаются загадкой.
За изучение этого процесса в детском возрасте взялась группа учёных из Нидерландов. Они проанализировали мозг 37 детей – 15 мальчиков и 22 девочек, при этом родители маленьких участников рассказали исследователям о стрессовых ситуациях, в которые попадали их дети в возрасте до пяти лет и от пяти до 14. В это число вошли события, начиная от смены места обучения и травли в коллективе до смерти родного человека. Также учёных интересовала социальная среда и экономических статус: к примеру, много ли внимания уделяют родители маленьким детям и сколько у подростком друзей и недругов в коллективе.
В результате оказалось, что эмоциональные потрясения в детском возрасте оказывали большое влияние на формирования мозга в более старшем. Снижение объема серого вещества в островковой зоне, которая отвечает за формирование сознания и эмоциональную регуляцию, происходило у детей в возрасте менее пяти лет при переживании ими значительного стресса. Такой же процесс происходил и в префронтальной коре головного мозга маленьких участников.
В группе постарше – с пяти до 14 лет, на мозг влияла социальная среда. Так, мозг участников, которых не принимали ребята из класса, имел небольшие уменьшения, а иногда и увеличения серого вещества в префронтальной коре и гипоталамусе. Таким образом, переживания в более зрелом возрасте на формирование мозга не повлияли.
В процессе взросления объём серого вещества из-за высокой пластичности может изменяться под действием различных факторов. Результаты работы учёных показывают, что переживание стрессовых ситуаций в раннем детстве способно ускорить взросление мозга и снизить объём серого вещества по сравнению со сверстниками. Стресс в более старшем – подростковом возрасте, наоборот, замедляет процессы развития, что, по мнению исследователей, может привести к развитию антисоциального поведения и даже к психическим расстройствам.
Текст: Екатерина Заикина
Early-life and pubertal stress differentially modulate grey matter development in human adolescents by Anna Tyborowska, Inge Volman, Hannah C. M. Niermann, J. Loes Pouwels, Sanny Smeekens, Antonius H. N. Cillessen, Ivan Toni & Karin Roelofs in Scientific Reports
DOI:10.1038/s41598-018-27439-5
Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте, Яндекс-Дзен и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.