Американские исследователи пришли к выводу, что обучение какому-либо навыку происходит гораздо лучше, если чередовать небольшие периоды активности с такими же периодами отдыха. При этом от таких тренировок эффективность выше, чем от ночного сна, и это ученые подтвердили с помощью магнитоэнцефалографии (МЭГ). Подробнее о результатах можно узнать в журнале Current Biology.
Активность мозга у правшей во время отдыха после выполнения упражнений левой рукой. Credit: Courtesy of Cohen lab, NIH/NINDS.
Исследование инициировали сотрудники Национального института инсульта и неврологических расстройств из числа Национальных институтов здоровья (NIH). Авторы пояснили, что результаты, полученные в ходе работы, должны помочь в создании максимально эффективных стратегий реабилитации пациентов после неврологических нарушений.
В экспериментах приняли участие 27 здоровых добровольцев-правшей. Им предстояло во время магнитоэнцефалографии – техники, которая позволяет очень точно регистрировать волны мозговой активности во время выполнения различных задач – как можно быстрее набирать левой рукой на клавиатуре цифры, соответствующие показанным на экране. Десятисекундные периоды набора цифр чередовались с такими же периодами отдыха, и комбинация за сеанс повторялась 35 раз.
Скорость выполнения упражнений улучшилась уже за первые несколько повторов и к 11-му вышла на плато. Но исследователей заинтересовала активность мозга в момент отдыха.
«Мозговые волны участников, казалось, менялись намного больше во время периодов отдыха, чем во время сеансов работы. Это навело на мысль присмотреться, когда именно происходило обучение: во время практики или все-таки во время расслабления?», — комментируют авторы.
В результате ученые сделали два ключевых вывода. Согласно первому, производительность добровольцев действительно улучшалась во время отдыха и суммировалась с эффектом от обучения в целом. Во-вторых, ученым даже удалось установить связь эффекта от обучения с конкретным типом активности мозга – бета-ритмами. Они регистрировались именно во время расслабления и по большей части в правом полушарии в тех нейронных сетях, которые связывают лобную и теменную доли.
По словам авторов, этот тип активности оказался единственным, коррелировавшим с производительностью мозга. Поэтому они считают, что важно оптимизировать продолжительность и устройство интервалов отдыха во время реабилитационных процедур у пациентов с инсультом или при обучении чему угодно здоровых людей. Дальше исследователи собираются проверить, применимы ли эти результаты к другим формам обучения и формированию памяти.
Текст: Анна Хоружая
A Rapid Form of Offline Consolidation in Skill Learning by Marlene Bönstrup, Iñaki Iturrate, Ryan Thompson, Gabriel Cruciani, Nitzan Censor, Leonardo G. Cohen in Current Biology. Published March 2019.
DOI:https://doi.org/10.1016/j.cub.2019.02.049
Исследователи выяснили, что люди с ранней стадией болезни Альцгеймера (в возрасте до 65 лет) не получают улучшений от глубокой стимуляции мозга – терапии, которая показала…
Исследователи из Университета ИТМО смогли по данным о пользователях игровой онлайн-платформы предсказать пол игрока. Они одними из первых применили машинное обучение, чтобы проанализировать большой массив…
Несмотря на насущность проблемы, нейронные механизмы, регулирующие наше настроение, практически не изучены. Однако авторы недавней публикации в Cell решили взять быка за рога и положить…
Дефицит общения и трудности в регулировании мыслей и эмоций могут привести к социальной изоляции и низкой самооценке. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) развили социально-когнитивные…
Учёные из университета Бристоля предлагают внести поправки в общепринятые механизмы работы гормонов, ответственных за стрессовые реакции в головном мозге. Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале…