Одной из самых тяжелых травм в нейрореабилитации считается травма спинного мозга, которая часто приводит к полному обездвиживанию человека (тетраплегии) и пожизненной инвалидности. Хирурги из Австралии под руководством Наташи ван Зил (Natasha van Zyl) делятся с читателями журнала The Lancet своими результатами по восстановлению движения в руках после транспозиции (переноса) нервно-сухожильного комплекса у пациентов с травмой шейного отдела спинного мозга.
Рисунок А. Первый этап операции
Сложно представить, но ежегодно в мире до полумиллиона человек получают травму спинного мозга, из них половина становятся полностью обездвиженными. Чаще встречается травма шейного отдела позвоночника на уровне позвонков С5 — С6. При таком повреждении сохраняются видимые движения в плече, сгибание локтевого сустава и разгибания запястья. Однако этого не хватает для полноценного функционирования руки по причине того, что разгибание в локтевом суставе почти утрачено, а движения в пальцах отсутствуют вовсе. Чтобы вернуть движение в конечностях, некоторые хирурги экспериментируют с радикальными путями реиннервации скелетных мыщц, например, путем вшивания нервного пучка от обездвиженной мышцы напрямую в двигательный нерв, расположенный выше места повреждения или путем трансплантации здорового сухожилия к брюшку неработающей мышцы (Hentz VR, Leclerc C. Surgical rehabilitation of the upper limb in tetraplegia. New York: Saunders, 2002).
Руководствуясь успехами этих операций, хирурги под руководством Наташи ван Зил (Natasha van Zyl) решили попробовать единовременную транспозицию нервно-сухожильного комплекса. Для этого они отобрали 16 пациентов с ранней травмой шейного отдела спинного мозга (менее 18 мес после травмы) на уровне С5 позвонка и ниже. Все участники перенесли одиночные или множественные нервные транспозиции (переносы) в одной или обеих верхних конечностях, иногда в сочетании с сухожильными переносами, для восстановления разгибания локтя, захвата, сжатия и раскрытия руки. Используя двигательные волокна нерва малой грудной мыщцы и/или заднего подмышечного нерва, врачи сшивали его с нервом трицепса для восстановления сгибания локтя, для восстановления движения пальцев и открытия ладони соединяли нерв супинатора с расположенным ниже задним межкостным нервом (рисунок В).
Рисунок В. Соединение нерва супинатора с расположенным ниже задним межкостным нервом
И, наконец, для восстановления щипка и хвата пальцев кисти сшивали нерв короткого разгибателя запястья, нерв супинатора и плечевой нерв с передней ветвью межкостного нерва (рисунок С).
Рисунок С. Соединение нерва короткого разгибателя запястья, нерв супинатора и плечевой нерв с передней ветвью межкостного нерва
Донором сухожилия для трицепса было одно из сухожилий дельтовидной мышцы, которое подшивалось к нему. Участники оценивались через 12 и 24 месяца после операции по некоторым специфическим тестам функции руки. Несмотря на трудности постоперационного периода у некоторых пациентов (возникновение нейропатической или миофасциальной боли, отсутствие эффекта от операции), результаты выглядят обнадеживающе. После двух лет наблюдения средняя сила хвата руки составила 3,2 килограмма у тех, кому сделали трансплантацию нервов и 3,9 килограммов у тех, кому пересадили сухожилия с нервами. Все это обеспечило восстановление объема движения в руках, достаточного для туалета, пересаживания в инвалидное кресло, удержания бытовых приборов.
« … Осталось узнать, будет ли функция и сила в реиннервирумых мышцах продолжать улучшаться после 24 месяцев после операции», — говорит Наташа ван Зил.
Текст: Марина Калинкина
«Expanding traditional tendon-based techniques with nerve transfers for the restoration of upper limb function in tetraplegia: a prospective case series» by Natasha van Zyl, Bridget Hill, Catherine Cooper, Jodie Hahn, Mary P Galea.
Исследователи с помощь генной терапии успешно восстановили движения в конечностях у крыс, страдавших параличом из-за повреждения спинного мозга. Этому посвящена статья, которая вскоребудет опубликована в журнале Brain….
Давненько мы не радовали вас прекрасными зарисовками отца нейронаук, Сантьяго Рамон-и-Кахаля. Представляем вам редко публикующуюся его картинку, изображающую глиальные клетки спинного мозга. Здесь Кахаль собственноручно…
Да, вы не ошиблись: стиль нейрорисунка великого Сантьяго Рамона-и-Кахаля невозможно не узнать. На этой микрозарисовке 1899 года — глиальные клетки спинного мозга мыши. Илл: Courtesy…
Перед вами — нейрон спинномозгового ганглия (DRG), который восстановил свой аксон после повреждения при помощи особой молекулы, CREB-связывающего белка. Эксперименты, проведенные авторами из Имперского колледжа Лондона на…
Эрик Сорто после травмы спинного мозга (несчастный случай 12 лет тому назад) заработал квадриплегию — он парализован полностью ниже шеи. И вот теперь, дюжину лет спустя, он…
Перед вами — микроскопическое изображение, показывающее регенерацию аксонов спинного мозга при спинальной травме. В новой статье в Nature описывается три новых вещества, три фактора, способствующие этому…
Credit: LYANDYSHA ZHOLUDEVA/NeuroArt Этот снимок, участвующий в августовском конкурсе NeuroArt, получил авторское название «Летняя ягода». Однако на самом деле, на нём изображен важный медицинский процесс. Красные…
Для того, чтобы изучать ранние стадии нейроденегерации типа бокового амиотрофического склероза, необходимы модели: не людей же мучать. Чаще всего за науку страдают мыши. Здесь вы…
Что ждет наш мозг в космосе? Полный ответ на этот вопрос дать пока не может никто, как бы активно эта тема не разрабатывалась. Однако, некоторые…