Центр награды мозга не только дает эффект удовольствия, но и усиливает иммунитет. Пока что известно только про реакцию мышей. Такое исследование опубликовали израильские ученые в 2016 году в журнале Nature Medicine.
Вентральная область покрышки в схеме дофаминовых путей головного мозга
Для избирательного активирования центра удовольствия ученые из Израильского технологического института в Хайфе ввели мышам вирусный вектор. Этот вектор встраивал в дофаминергические нейроны гены синтетических рецепторов, активируемых только специфическими синтетическими лигандами (DREADDs). При введении мышам действующее на эти рецепторы вещество, ученые по желанию «включали» нейроны вентральной области покрышки (VTA).
Необходимо было проанализировать действие активации нейронов VTA на иммунные клетки в крови и печени животных. В итоге, ученые выявили небольшую, но значимую активацию В-лимфоцитов серезёнки, моноцитов и макрофагов (она выражалась в более яркой экспрессии толл-подобных рецепторов 4 типа, альфа-цепей рецепторов к интерлейкину-2, факторов активации Т-лимфоцитов CD80 и CD86). При этом ученые не обнаружили про- или антивоспалительной направленности иммунных реакций.
При внутрибрюшинном введении кишечной палочки (Escherichia coli) у мышей через 24 часа после стимуляции VTA уровень «поедания» бактерий макрофагами и дендритными клетками оказался примерно в 2,5 раза выше, чем у животных из контрольной группы. Увеличенную бактерицидную активность этих клеток подтвердили, инкубируя их в культуре E. coli на питательной среде и наблюдая угнетение роста бактерий.
Бактерии E.coli
Чтобы проверить связь системы награды мозга и приобретённый иммунитет, кишечную палочку вводили лишь через 24 часа после активации нейронов. Через три дня в селезёнке животных повысилось количество продуцирующих иммуноглобулин М (IgM) В-лимфоцитов, а в крови концентрация этих антител, специфичных в отношении E. coli, оказалась на 86 процентов выше, чем в контрольной группе. Также в печени экспериментальных животных повысилась внутриклеточная выработка провоспалительного интерферона-гамма в Т-лимфоцитах-хелперах. А уже через неделю уровень перечисленных маркеров усиленного иммунного ответа возвращался к исходным значениям.
Исследователей заинтересовал именно сигнальный путь, приводящий к активации иммунной системы. Наиболее вероятным кандидатом казалась симпатическая нервная система, поскольку она связана с VTA и иннервирует все лимфоидные органы. Избирательно уничтожив периферические симпатические нейроны, ученые убедились, что стимуляция VTA перестала активировать врожденный и приобретенный иммунитет.
Показанное действие системы вознаграждения на иммунный ответ может объяснить эффективность плацебо при лечении инфекций. Кроме того, связь VTA и иммунной системы, судя по всему, имеет смысл с эволюционной точки зрения, поскольку вызывающие удовольствие события: как правило, это секс и прием пищи, сопряжены с поступлением в организм патогенов, требующих пристального внимания иммунитета.
Текст: Neuronovosti.Ru
Activation of the reward system boosts innate and adaptive immunity
Tamar L Ben-Shaanan, Hilla Azulay-Debby, Tania Dubovik, Elina Starosvetsky, Ben Korin, Maya Schiller, Nathaniel L Green, Yasmin Admon, Fahed Hakim, Shai S Shen-Orr & Asya Rolls
Nature Medicine volume 22, pages 940–944 (2016)