Считается,что социальная жизнь сделала человека человеком. С развитием общества развивался и наш мозг. Но как дела обстоят у животных? Как отличается в размерах мозг более и менее социальных зверей? Первые взаимодействуют в команде, вторые предпочитают выживать самостоятельно, и для этого как одним, так и другим необходима хорошо развитая нервная система. Учёные из Мичиганского университета разобрались в этой теме. Результаты можно найти в Frontiers in Neuroanatomy.
3D-реконструкция мозга пантеры
Исследователи анализировали строение мозга (точнее, эндокраны, слепки внутричерепной полости) у тринадцати видов кошачьих (75 образцов). Причём, «общественными» можно было считать лишь два – льва и гепарда. Мозг изучался по черепам с помощью компьютерной томографии, а образцы брали в музеях и из научных коллекций. Так сделала ли социальность львов и гепардов более «мозговитыми»?
Выяснилось, что общий размер мозга у кошачьих не слишком отличался (с учётом размеров всего животного), но различия нашлись в лобной коре. Обладательницы наиболее обширной лобной части серого вещества – львицы. Эти самки очень социализированы, они долго живут в одном прайде, охотятся, растят потомство. Этот факт удивительным не показался.
Львы же живут по большей части самостоятельно. У них нет необходимости выстраивать сложные отношения: самцы царствуют в прайде несколько лет. Поэтому лобные доли у львов оказались меньше, чем у львиц.
Однако, социальность в развитии нервной системы может отойти и на второй план, что как раз обнаружилось у гепардов, хотя они очень «общительные» животные. У них и лобная кора, и мозг в целом меньше всех рассмотренных видов. А вот у одиночек леопардов мозг достоверно был больше остальных.
Почему же так получилось? Гепарды – бегуны. Они ловят свою добычу на открытой местности, и часто во время охоты им приходится сильно маневрировать. Строение черепа гепардов и, соответственно, мозга должно позволять им сохранять как можно большую скорость и манёвренность бега во имя выживания.
Филогенетическое древо исследованных кошачьих
А вот леопарды – звери хитрые. Это коварные охотники с довольно пластичным поведением. Они могут приспосабливаться к разным условиям, а высокая пластичность как раз подразумевает хорошо развитую нервную систему.
Таким образом, нельзя утверждать, что эволюционная причина увеличения мозга – социальная жизнь. В эволюционном развитии принимали участие и другие факторы.
Текст: Екатерина Андреянова
Big Cat Coalitions: A Comparative Analysis of Regional Brain Volumes in Felidae by Sharleen T. Sakai, Bradley M. Arsznov, Ani E. Hristova, Elise J. Yoon and Barbara L. Lundrigan in Frontiers in Neuroanatomy. Published online October 2016. http://neuronovosti.ru/dx.doi.org/10.3389/fnana.2016.00099