Виртуальная реальность в терапии расстройств аутистического спектра: новый проект российских ученых

25 февраля 2024

Ученые разработали проект VR Inclusion, направленный на терапию РАС с использованием технологий виртуальной реальности. Проект был протестирован в рамках ресурсного центра «Добрый» благотворительного фонда «Искусство быть рядом» на 5 подростках от 10 до 14 лет и показал положительный эффект в освоении важных жизненных навыков детьми с РАС в контролируемых и безопасных условиях. 

Источник: public credit


Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой комплексное неврологическое состояние, характеризующееся широким спектром когнитивных и социальных нарушений. Дети с РАС часто испытывают затруднения в адаптации к повседневным жизненным ситуациям, что обуславливает потребность в разработке и внедрении инновационных терапевтических подходов. Один из таких подходов, разработанный коллективом ученых из Института когнитивных нейронаук Национального исследовательского университета Высшая школа экономики и Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, включает использование виртуальной реальности (VR) в терапии РАС.

Проект VR Inclusion представляет собой метавселенную, специально разработанную для психологической коррекции и поддержки детей и подростков с РАС. Основываясь на принципах прикладного анализа поведения, который включен в клинические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации 2020 года как немедикаментозный метод терапии, данный проект предлагает инфраструктуру инклюзивного образования, направленную на развитие навыков, необходимых для повышения качества жизни данной категории детей.

Использование VR в терапии РАС подтверждено результатами международных исследований. Метаанализ, объединяющий данные из 33 научных работ, демонстрирует значимость виртуальных обучающих сред в улучшении навыков повседневной жизни и социальной коммуникации у детей с РАС. В отличие от других методов, таких как TEACCH и ABA, VR-тренировки показали высокую эффективность, особенно в развитии навыков, необходимых для адаптации в обществе.

Проект VR Inclusion использует возможности VR для создания контролируемой, индивидуализированной и безопасной среды обучения. Это позволяет детям с РАС осваивать новые навыки в условиях, максимально приближенных к реальности, но лишенных стрессовых и травмирующих факторов. Такой подход способствует снижению уровня тревожности у детей и улучшению их способности к социализации.

Примером навыков, которые может помочь освоить виртуальное пространство, являются посещение общественных мест (магазинов, поликлиник), пользование общественным транспортом и соблюдение безопасности на проезжей части. Видео-демонстрация обучения.

Летом 2023 года, в рамках летнего лагеря ресурсного центра «Добрый» благотворительного фонда «Искусство быть рядом», был проведен первый этап апробации, в котором участвовали 5 подростков с РАС в возрасте от 10 до 14 лет. Данный этап включал в себя серию из 10 последовательных занятий, в ходе которых участники тренировались осуществлять безопасный переход через проезжую часть.

Источник: VR Inclusion


Положительная динамика развития целевого навыка была замечена у всех участников тренинга. Трое из пяти детей успешно завершили тренинг, достигнув всех установленных критериев на этапе повторной диагностики. Оставшиеся двое участников освоили навык за курс из 14 занятий. Критерии оценки освоения навыка включали в себя способность выполнить контрольное задание не менее трех раз безошибочно и без внешних подсказок. Важно отметить, что все участники продемонстрировали способность применять отработанный навык в реальных жизненных условиях, что было подтверждено сообщениями их родителей и тьюторов.

Источник: VR Inclusion


Данные результаты, представленные на IX Международной конференции «Прикладной анализ поведения: теория и практика — 2023», получили высокую оценку экспертного сообщества. Они свидетельствуют не только о потенциале использования VR-технологий в развитии конкретных навыков безопасности среди детей с РАС, но и о возможности более широкого применения данного подхода для обучения различным жизненным навыкам в контролируемой и безопасной виртуальной среде.

Таким образом, результаты апробации подчеркивают значимость виртуальной реальности как мощного инструмента в руках специалистов, работающих на пересечении клинической психологии и педагогики, для обеспечения комплексной реабилитации и социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Эти выводы подкрепляют необходимость дальнейших исследований и разработок в данной области, направленных на расширение возможностей VR-терапии и адаптации обучающих программ к индивидуальным особенностям и потребностям каждого ребенка с РАС.

Авторы подробно освещают результаты проекта на канале https://t.me/RASsleduy. Еще больше информации о проекте Вы можете найти в видео-записи семинара “Нейронауки об образовании” НИУ ВШЭ.


Текст: Сергей Андреев, команда проекта VR Inclusion, Никита Отставнов