Как улучшить мозг. Выпуск 10. Что вы делаете в моем мозге: этические проблемы интерфейса «мозг-мозг»

Сразу же после того, как начались практические работы в области интерфейсов «мозг-компьютер» и появились первые значительные успехи (а это работы 2012-2014 годов, например – работа Вольпоу и Вольпоу 2012 года или Грюблер и Хильдт 2014-го), у специалистов началось и движение в области интерфейсов «мозг-мозг». И, в связи с этим сразу же возникли этические вопросы, которые и обсуждаются в одной из 149 статей исследовательского сборника Augmentation of Brain Function: Facts, Fiction and Controversy, вышедшей в журнале Frontiers in System Neuroscience.

Илл: Stockvault


Первые реальные эксперименты по созданию интерфейсов «мозг-мозг» (BBI – Brain-Brain Interface) начались уже в 2013 году. В первом из них (Ю и другие) BBI передавал двигательные намерения мозга человека, считываемые при помощи ЭЭГ в моторную кору мозга крысы. Эти намерения передавались при помощи транскраниального сфокусированного ультразвука. В итоге человек «думал», а крыса совершала движения хвостом. Правда, этот интерфейс работал исключительно в формате «вкл-выкл».

В похожей работе того же 2013 года (Па-Виейра, Лебедев, Николелис) BBI уже соединял два мозга крысы. Первая передача информации из мозга человека в мозг человека состоялась годом позже (Грау и коллеги). Здесь «передающая» сторона использовала ЭЭГ, а передача информации в мозг реципиента осуществлялась при помощи транскраниальной магнитной стимуляции. В результате человек-реципиент видел серию вспышек-фосфенов, в которых были закодированы азбукой Морзе простые слова: «chiao», «hola» и тому подобное.

«Недавние исследования обеспечивают доказательство принципиальной осуществимости различных форм прямой передачи информации между двумя мозгами, и может привести к разработке новых подходов, включающих память, эмоции или чувства. С учетом этих основополагающих публикаций по BBI, позволяющих передавать информацию между животными, между людьми, и между животными и людьми, существует явная необходимость тщательной этической рефлексии», — пишут авторы статьи.

BBI объединяет запись сигналов головного мозга на стороне отправителя и стимуляцию мозга на стороне получателя. Каждая из этих стратегий порождает широкий спектр этических вопросов, которые сейчас обсуждаются в контекстах мозг-компьютерных интерфейсов, глубокой стимуляции мозга, или стимуляции мозга во время нейрохирургических операций. Что делает BBI уникальным даже на этом фоне?Передача информации, представляющей конкретные сообщения напрямую из одного мозга в другой, без привлечения какой-либо активности периферической нервной системы или органов чувств. На стороне получателя, BBI вовлекает «форму ввода информации» не виданную до сих пор. Кроме того, принимая во внимание то, что конкретные “смыслы” передаваемого сигнала явно определяется технической системой, поведенческие последствия могут быть далеко не ясны.

Автор полагает, что как технология, BBI сейчас находится на самом раннем уровне фундаментальных исследований и многие этические аспекты остаются на спекулятивном уровне. Но именно потому обсуждать их нужно прямо сейчас.

Какие именно аспекты могут возникнуть?

Во-первых, как в любом виде исследований с участием человека, касающиеся здоровья, вопросы безопасности должны быть приняты во внимание. В инвазивных системах, которые требуют хирургического вмешательства, существуют риски, связанные с поражениями головного мозга. Кроме того, как в инвазивных и неинвазивных системах, могут возникнуть некоторые косвенные эффекты: периодическая активация на участке интерфейса «мозг-компьютер», так и на участке «компьютер-мозг» того или иного нейронного пути или участка мозга, может повлиять на работу головного мозга в различных аспектах.

Во-вторых, правовые сложности. В то время как традиционные правовые нормы о ответственности за использование технологий могут быть применимы к интерфейсу «мозг-компьютер», как полагают ряд авторов (Тамбурини, 2009; Клаузен, 2011; Грублер, 2011), тот факт, что в BBI вовлечены два человека , значительно усложняет правовую коллизию.

Будучи частью диады мозга–мозг или мультисистемы соединённых мозгов BBI также могут иметь сложные последствия для человека в области представления о себе, и поднимает вопросы, касающиеся самосознания, индивидуальности и владения телом. Кто выполнил это действие? Я – или тот, кто послал сигнал моей моторной коре? Если человек, «управляемый» BBI, выстрелил в другого – кто несет за это ответственность?

Автор считает, что именно сейчас настало время для широкой общественной этической и правовой дискусии – именно тогда, когда интерфейсы «мозг-мозг» находятся в зачаточной фазе разработки.


Текст: Алексей Паевский

What will this do to me and my brain? Ethical issues in brain-to-brain interfacing

Elisabeth Hildt

https://doi.org/10.3389/fnsys.2015.00017

Выпуск 9: просоциальное поведение на фМРТ.

Выпуск 8: руки помощи.

Выпуск 7: почему IQ-тесты не всегда корректно работают?

Выпуск 6: что есть сознание и есть ли оно у интернета?

Выпуск 5: база данных ЭЭГ.

Выпуск 4: интерфейс «мозг-компьютер», прогресс за рамками определений.

Выпуск 3: магнитная стимуляция и поведенческая терапия.

Выпуск 2: как объяснить сознание.

Выпуск 1: нейропротезы замкнутого цикла.

Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.