Пчёлы и осы тоже распознают лица людей

Исследователи из Франции, Австралии и Германии совершили любопытное открытие: оказывается, насекомые, обладающие всего лишь миллионом нейронов в головном мозге – пчёлы и осы, способны распознавать человеческие лица, при этом животные делают этот так же, как мы – воспринимают лицо целиком. Результаты эксперимента опубликованы во Frontiers in Psychology. Статья стала частью исследовательского топика The Mechanisms of Insect Cognition.

Credit: Public Domain

Как ставился эксперимент? Сначала на вращающемся 50-сантиметровом диске в различных местах были располагались две мишени: две черно-белых фотографии лиц мужчин. Под одним из них пчелу (или осу) ждал сахарный сироп, а под другим – стандартный «отрицательный» стимул – горький хинин. После 180 подходов для пчелы и 90 подходов для осы насекомые обучались узнавать «сладенькое» и «горькое» лицо с вероятностью в 80 процентов.

Экспериментальная установка и задания для тестов. Credit: Adrian G. Dyer et. al.

Дальнейшие исследования с обработанными фотографиями показали, что и осы, и пчелы воспринимают фотографии лиц именно так, как воспринимаем мы – сразу целиком, а не по системе «от частного к общему».

Удивительно, но мозг пчелы или осы, который состоит всего из миллиона нейронов, оказался способен к выполнению очень сложной задачи, которая никак не обусловлена эволюционным выбором (в отличие от человека, для которого распознавание лиц жизненно важно. Недаром специальная область головного мозга человека, ответственная за распознавание лиц, так называемая FFA – fusiform face area, расположенная в веретеновидной извилине, увеличивается в размерах всю жизнь).

Зона FFA на фМРТ у человека. Credit: Wikimedia Commons