Пауки помогут вылечить детскую эпилепсию

Устойчивую форму эпилепсии, которая дает знать о себе еще в младенчестве, смогли вылечить с помощью яда пауков-птицеедов, которые обитают в Республике Того (Африка). Нейротоксин узкого действия смог предотвратить распространение патологической активности по клеткам мозга. Подробности исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Паук Heteroscodra maculata. Credit: mirpaukov.ru

Одна из причин эпилептической активности мозга в младенчестве, которая не поддается другим методам лечения – синдром Драве. Это генетическая патология, из-за которой неправильно работают потенциал-зависимые натриевые ионные каналы в мембране нейронов, что вызвано мутацией в гене SCN1A. Натрия в нервные клетки при этом заходит слишком много, он повышает порог возбудимости, и нейроны начинает бесконтрольно генерировать импульсы, приводя к эпилептическим припадкам.

Патологией страдают примерно 1,4 процента детей до 15 лет, у которых диагностирована эпилепсия, причем мутацию находят лишь у 80 процентов. В первые месяцы жизни недуг не дает о себе знать, но уже к году показывают полную клиническую картину в виде неконтролируемых и непрогнозруемых приступов эпилепсии, которые ухудшают сон и умственное развитие

Исследователи из Квиндслендского университета в Австралии определили, что на натриевые ионные каналы, которые кодируются геном SCN1A, влияет гетероскодратоксин-1 (Hm1a), в большом количестве содержащийся в яде пауков-птицеедов Heteroscodra maculata. Он блокирует поступление в клетку натрия, и, тем самым, выводит из строя нормальные нейроны, но нормализует работу нейронов с патологическими ионными каналами.

Ученые провели ряд экспериментов при участии мышиной модели синдрома Драве. В группе с патологией было девять животных, и у шести из них благодаря инъекции нейротоксина улучшилось состояние – у них сильно облегчилась тяжесть приступов и нормализовалась работа натриевых каналов.

«Миллионы лет эволюции усовершенствовали яд пауков для того, чтобы он действовал на одни ионные каналы и не трогал другие, поэтому полученные из него медикаменты сохраняют природную точность», – отмечает Гленн Кинг (Glenn F. King), один из ведущих авторов работы.

Теперь авторы планируют разрабатывать на основе паучьего яда лекарство, которым врачи смогут помогать пациентам с редкой генетической патологией и купировать эпилептические приступы.

Selective NaV1.1 activation rescues Dravet syndrome mice from seizures and premature death by Kay L. Richards, Carol J. Milligan, Robert J. Richardson, Nikola Jancovski, Morten Grunnet, Laura H. Jacobson, Eivind A. B. Undheim, Mehdi Mobli, Chun Yuen Chow, Volker Herzig, Agota Csoti, Gyorgy Panyi, Christopher A. Reid, Glenn F. King, and Steven Petrou in Proceedings of the National Academy of Sciences. Published August 2018.