Где в мозге «живут» покемоны

Ученые из Стэнфордского университета нашли у давних фанатов японских фантастических существ область мозга, отвечающую за распознавание персонажей. Статью об этом они опубликовали в журнале Nature Human Behavior.


Исследователи пригласили 11 взрослых, которые сильно увлекались покемонами в детстве (до восьми лет), в особенности – видеоиграми, и показали им ряд изображений, где существа были показаны как явно, так и скрыто. Во второй, аналогичной по заданиям группе присутствовали 11 человек, которые не были знакомы с творениями японских мультипликаторов. Обе группы анализировали с помощью магнитно-резонансного томографа.

Функцинальная МРТ выявила, что у «фанатской» группы в зрительной коре головного мозга есть отдельная область, отвечающая за узнавание покемонов. Находится она в более обширной части мозга, которая ассоциируется с узнаванием животных. При этом вторая группа в эти моменты демонстрировала типичную для мозга активность при распознавании образов.

Подобные результаты, несомненно, должны подтвердиться на большой выборке, однако, фактически они пока подтверждают теорию смещения эксцентриситета (Eccentricity bias). Согласно ей, «образная» часть мозга имеет собственное положение и размер, и, соответственно, может смещаться в зависимости от рассмотрения предметов конкретного типа – центральным или периферическим зрением.

Поклонники видеоигр про покемонов представляют хорошую базу для исследования – будучи детьми, они много часов наблюдали центральным зрением причудливых зверьков на маленьком экране (наиболее популярные части видеоигр выпускались именно на портативных консолях), при этом сама игра награждала их за внимательность и скорость узнавания каждого из нескольких сотен существ.

Ученые надеются, что в будущем исследование получит дальнейшее развитие. Также примечательно то, что у всех 11 фанатов видеоигр о покемонах не было никаких проблем с социализацией, и каждый обладал ученой степенью.


Текст: Алексей Гоян

Extensive childhood experience with Pokémon suggests eccentricity drives organization of visual cortex by Jesse Gomez, Michael Barnett & Kalanit Grill-Spector in Nature Human Behavior. Published May 2019

doi:10.1038/s41562-019-0592-8

Видеоигры помогут «прокачать» мозг

Гиппокамп, а точнее глубокие слои его серого вещества, в последнее время привлекают повышенное внимание исследователей: еще бы, ведь из-за роли в процессах обучения, запоминания и…

«Нейромафия» — настольная игра будущего

19 мая в Нейроцентре состоится игра «Нейромафия». Нейроинтерфейсы (BCI) (с англ. brain-computer interface) — технологии, позволяющие передавать электрические сигналы мозга на компьютер — с каждым…

Анализ игрового поведения позволил предсказать пол игрока

Исследователи из Университета ИТМО смогли по данным о пользователях игровой онлайн-платформы предсказать пол игрока. Они одними из первых применили машинное обучение, чтобы проанализировать большой массив…

В единую сеть «мозг-мозг» объединили трёх человек

Исследователям из США удалось соединить мозг трёх людей в одну сеть. Интерфейс мозг-мозг назвали BrainNet, это неинвазивный способ передачи информации от двух добровольцев третьему с…

Виртуальная и дополненная реальность на Дальнем Востоке: реальный Нейронет

Когда Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ) в декабре 2017 года выиграл грант на создание Центра Национальной технологической инициативы дорожной карты НейроНет, многие восприняли это с неким…

Годфри Хаунсфилд: «человек, который в одиночку изменил медицину»

Он стал «отцом» послойного сечения живых тканей с помощью рентгеновских лучей, позволил врачам заглянуть внутрь человека, подробно рассмотреть структуры органов и создать единую систему по…

Интерфейс «мышца-компьютер» поможет реабилитироваться после инсульта

Ученые смогли восстановить двигательную деятельность у людей, которые перенесли инсульт и остались парализованными на долгие годы. В этом помогла новая система лечения на базе видеоигры….

Как улучшить мозг при помощи виолончели

Сотрудники Университета Макгилла в Канаде обнаружили укрепление связей между моторными и аудиторными отделами головного мозга. Это выяснилось в ходе сканирования мозга участников на фМРТ во…

Мария Фаликман: незаметная горилла или «подмигнуть» вниманием

Сцена опустела, потухло общее освещение, и в луч бокового света вошла хрупкая женщина с аккуратно собранными в хвост волосами, в свободной серой рубашке, совершенно обычных…