Химия в «химии» социальных взаимодействий

Органы обоняния у наземных млекопитающих играют в их жизнедеятельности весьма значительную роль, бОльшую, чем у человека. Одна из функций обоняния состоит в коммуникации между животными: они обнюхивают себя и друг друга для того, чтобы понять, кто из сородичей может считаться другом, а кто — врагом. Людям тоже свойственно такое поведение, но его функция остается неизвестной. Авторы нового исследования, опубликованного в Science Advanced, предположили, что люди подсознательно оценивают запах своего тела и запах других людей, что влияет на быстрое установление дружеских связей. 

Creditpublic domain


Предполагается, что для жизни людей запахи не имеют такого большого значения, как для других наземных млекопитающих. Помимо того, что запахи играют большую роль в реализации, например, жизненно важного пищевого поведения, у животных они также служат основным средством коммуникации между особями. У человека же вместо этой сигнальной системы имеется другая, более сложная — речь. Однако ученые из Института Вейцмана (Израиль) предположили, что запахи все-таки тоже могут задавать тон коммуникациям между людьми, а обработка поступающей информации об ароматах представляет собой подсознательный процесс. 

Команда Лаборатория наук о мозге Вейцмана провела эксперимент, направленный на раскрытие того, как собственный запах тела человека и его схожесть с запахом тела другого индивида влияет на установление дружеских отношений. При этом авторы предположили, что запах играет большую роль именно в завязывании быстрой дружбы «с первого взгляда» (click friendship), а не той, что устанавливается со временем (то есть до выяснения биографических данных). А поскольку дружба, по бытующему мнению, с большей вероятностью устанавливается между людьми, похожими друг на друга, схожий запах также может быть одним из критериев определения друга. 

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи набрали 20 пар клик-друзей (click-friends) — однополых неромантических друзей, чьи отношения первоначально сформировались очень быстро; и собрали образцы запахов их тел. За несколько дней до сдачи проб испытуемым запрещалось есть определенные продукты и пользоваться парфюмированными средствами. Чтобы проверить, есть ли химическое сходство между запахами тел клик-диад, исследователи использовали электронный нос – устройство eNose.

Также исследователи набрали еще 24 человека и предложили им пройти тестирование, в котором фиксировалась субъективная оценка запахов и отнесение их к определенным категориям. Всех участников предварительно опрашивали на предмет наличия проблем с обонянием. В этой части эксперимента участнику по очереди предъявляли три пробы запахов тела: две пробы были от клик-диады (двух друзей), а третий, так называемый одорант-дистрактор, был от «донора запаха» того же пола, но не имевшего никакой связи с предыдущими. Участникам предлагали оценить запахи по «приятности», «интенсивности», «сексуальной привлекательности», «компетентности» (competence) и «теплу» (в отношении темперамента).

Далее еще 25 испытуемым предоставляли пробы запахов так, что каждый испытуемый в итоге понюхал 40 диад: 20 «кликовых» друзей и 20 рандомных диад. Испытуемые оценивали запахи каждой диады в диапазоне от «отличаются» до «похожи».

Затем во второй части эксперимента исследователи задались целью исключить возможность того, что сходство запахов тела было следствием кликовой дружбы, а не способствующей причиной. Здесь снова использовалось устройство eNose, которое «обнюхивало» несколько совершенно незнакомых друг с другом добровольцев. После этой процедуры испытуемых просили поучаствовать в парном невербальном социальном взаимодействии. После каждого такого взаимодействия участники оценивали другого человека с точки зрения того, насколько он им нравится и насколько вероятно, что они станут друзьями.

Анализ собранных данных показал, что запахи тел «кликовых» друзей действительно более схожи, чем у людей в случайных парах. Также пары, у которых во второй части эксперимента оказалось больше положительных взаимодействий, тоже имели весьма схожие ароматы, что определялось с помощью eNose. Более того, специальная вычислительная модель, в которую исследователи вводили данные от eNose, с 71-процентной точностью определила, какие пары будут иметь положительное социальное взаимодействие. 

Таким образом, исследователи заключают, что запах тела, по-видимому, действительно содержит информацию, которая может повлиять на социальные отношения между людьми. Однако люди, вероятно, все же больше полагаются на другие, гораздо более важные сигналы в коммуникации. Тем не менее, как отмечают сами авторы, результаты исследования показывают, что нос человека играет бОльшую роль в установлении социальных контактов, чем считалось ранее. 

ТекстАнна Удоратина

There is chemistry in social chemistry by Inbal Ravreby et al. Science Advances. Published: June 2022. DOI: https://doi.org/10.1126/sciadv.abn0154