Найдена модель поражения головного мозга при COVID-19

3 апреля 2022

Исследователи из США обнаружили многочисленные поражения головного мозга при заражении новой коронавирусной инфекцией нечеловекообразных обезьян. Они считают, что эти поражения могут объяснять долгие постинфекционные когнитивные нарушения, так как различные микрокровоизлияния и воспалительные участки появлялись даже при минимальной выраженности респираторных симптомов. Подробности опубликованы в журнале Nature Communications.

О когнитивном «лонг-ковиде», который проявляется «мозговым туманом», нарушениями внимания, концентрации, памяти и работоспособности, мы писали уже неоднократно. Каждый раз, когда опровергаются старые гипотезы о причинах этого состояния, выдвигаются новые. Но чтобы выяснить весь спектр неврологических осложнений инфекции, ученым не хватало адекватной модели, у которой бы они проявлялись так же, как и у человека.

Оказалось, что для этих целей прекрасно подходят нечеловекообразные приматы. Заражая их искусственным путем, исследователи затем анализировали различные нарушения в тканях мозга, сравнивая их с той картиной, которая наблюдается при вскрытиях людей.

Стрелки указывают на микрокровоизлияния в тканях мозга. Ibolya Rutkai et al / Nature Communications 2022

Спектр изменений оказался значительным, и в основном патологоанатомическая картина проявлялась в виде гипоксически-ишемических повреждений – то есть тех повреждений, которые связаны с нарушением кровотока и поступлением кислорода в клетки мозга. Ученые наблюдали микрокровоизлияния, участки нейровоспаления и инсультов, а на клеточном уровне – признаки дегенерации и апоптоза (запрограммированной клеточной смерти). Вирусы обнаруживались и в клетках эндотелия, которые окружают желудочки мозга, но это оказалось не связано с неврологическими симптомами «лонг-ковида».

Доказательства нахождения вируса в мозге – красным помечены вирусные агенты. Ibolya Rutkai et al / Nature Communications 2022

Исследователи считают, что нечеловекообразные обезьяны вполне могут в дальнейшем служить хорошей моделью развития болезни, чтобы получить о ней, но что более важно – о ее краткосрочных и долгосрочных последствиях – как можно больше информации. Это поможет развивать новые способы их терапии.

Neuropathology and virus in brain of SARS-CoV-2 infected non-human primates by Ibolya Rutkai et al in Nature Communications. Published April 2022.