Неизвестное вещество: мозг британца не сгнил за 2000 лет

14 января 2020

Несколько тысяч лет назад в яме близ британской деревушки Хеслингтон разлагался мертвец. Его плоть, волосы и органы истлели, остались лишь кости и маленький кусочек мозга. В 2008 году его нашла международная команда археологов. Мы уже публиковали эту находку, ее фото и КТ в рубрике «Картинка дня», а nеперь группа исследователей из Великобритании, Швеции и США смогла объяснить, как мозг провел в земле тысячелетия и не разложился. Свои предположения ученые изложили в статье в издании J. R. Soc. Interface.

Credit: O’Connor, S., Ali, E., Al-Sabah, S., Anwar, D., Bergström, E., Brown, K. A., … O’Connor, T. (2011). Exceptional preservation of a prehistoric human brain from Heslington, Yorkshire, UK. Journal of Archaeological Science, 38(7), 1641–1654. doi:10.1016/j.jas.2011.02.030

Изучение останков показало: это был мужчина средних лет, который умер, судя по характерному перелому позвоночника, во время казни через повешение в 673-482 годах до н.э. Вскоре после смерти ему отрубили голову и бросили вместе с телом в яму, где останки и пролежали в мелкозернистых отложениях до наших дней. Кем был этот мужчина и за что его казнили, установить вряд ли когда-нибудь удастся.

Обычно после смерти мозг разлагается одним из первых из-за обилия в нем жиров. Мягкие ткани могут сохраниться, если они высыхают, замерзают или попадают в анаэробную среду, где им не угрожают бактерии.

Однако в случае с черепом из Хеслингтона все остальные органы разложились, а часть коры мозга сохранилась, приобретя консистенцию сыра тофу.

Ранее исследователи уже отмечали факторы, которые могли этому поспособствовать – бескислородная среда влажной почвы, отделение головы (до мозга не добрались способствующие разложению бактерии из кишечника), попавшие в череп цианобактерии.

Поддерживать структуру мозга помогает матрица промежуточных филаментов – нитевидных белковых структур. Изучив клеточное строение хеслингтонского мозга, исследователи обнаружили в нем множество переплетений промежуточных филаментов. Также оказалось, что в мозге сохранилось большое количество астроцитов. При этом белков, характерных для нейронов, сохранилось крайне мало.

По всей видимости, считают исследователи, в ткани мозга извне попало неустановленное пока вещество, которое заблокировало работу протеаз – ферментов, которые разрушают структуру белков. Благодаря нему мозг «законсервировался», и оставшиеся белки образовали стабильные агрегаты, которые и позволили сохранить структуру мозга до наших дней.

В будущем ученые планируют изучить среду, в которой находился мозг – возможно, это позволит узнать, что именно проникло в череп и почему оно не затронуло другие части тела.

Исследователи допускают, что они, возможно, пошли по ложному следу, и причина сохранности мозга кроется в чем-то другом. Однако изучение того, как промежуточные филаменты формируют стабильные агрегаты, могут дать ответ на вопрос о том, как в мозге образуются бляшки, приводящие к нейродегенеративным заболеваниям.

Текст: Алла Салькова