Серотонин стимулирует образование новых митохондрий в нейронах

Новые исследования свидетельствуют, что всем известный нейромедиатор серотонин оказывает глубокое влияние на клеточную биологию нейронов, активируя в них образование новых митохондрий и одновременно снижая уровень активных форм кислорода. Запуская усиленное образование АТФ и препятствуя окислительному стрессу, серотонин оказывает защитное действие на нервные клетки. Такие результаты опубликованы в престижном журнале Proceedings of National Academy of Sciences (PNAS).

Vidita A. Vaidya and Ullas Kolthur-Seetharam

Серотонин известен сейчас почти каждому как нейромедиатор, оказывающий огромное влияние на наше настроение (хотя, разумеется, его функции в нервной системе гораздо более сложны и глубоки). Нарушения в опосредованной серотонином передаче сигнала между нейронами лежат в основе многих случаев депрессии и других психических расстройств.

Но, похоже, влияние серотонина на биологию нейронов не ограничивается только лишь передачей сигналов. Недавнее исследование показало, что серотонин стимулирует образование новых митохондрий в нейронах, в результате чего в клетке повышается образование АТФ, а также способствует снижению в них уровня активных форм кислорода. Таким образом, серотонин увеличивает сопротивляемость нейронов стрессовым условиям.

Столь необычное действие серотонина опосредовано одним из видов его рецепторов, 5-HT, а также белками SIRT1 и PGC-1α, регулирующими биогенез митохондрий. Серотонин понижает уровень активных форм кислорода в нейронах, а за счёт увеличения количества митохондрий усиливает образование АТФ в них, в общем и целом помогая нейронам противостоять стрессовым условиям.

Текст: Елизавета Минина