Музыка помогает когнитивному развитию детей с нарушениями слуха

6 июля 2019

Исследователи из Финляндии проанализировали научную литературу о влиянии занятий музыкой на развитие речевых навыков у детей с нарушением слуха. Многие исследования отмечают положительный эффект, и авторы рекомендуют в процессе реабилитации детей использовать занятия музыкой постоянно. Подробнее об этом можно прочитать на сайте журнала Hearing Research.

 Credit: Stockvault.net


На протяжении веков музыка использовалась для людей с нарушениями слуха, но для применения этого имелась недостаточная научная база. Наша слуховая система выполняет две ключевые задачи: мониторинг обстановки безопасности или звуков, представляющих интерес, и общение с помощью языка и музыки. Навыки в этих задачах актуальны для детей с нарушениями слуха, использующих различные типы имплантатов и слуховых аппаратов.

Согласно исследованиям, которые рассмотрели авторы статьи, музыкальная деятельность может увеличить вовлеченность в музыку, и все эксперименты со значимыми результатами показали улучшение музыкальных навыков, восприятия музыки/речи или когнитивных аспектов в музыкальной деятельности; при этом ни один из них не сообщает о негативных последствиях.

Музыка может иметь положительные последствия для жизни детей с нарушениями слуха, и с этической точки зрения нецелесообразно исключать ребят из музыкальной деятельности дома или вне дома. Однако, на сегодняшний день еще не осуществили ни одного рандомизированного контролируемого исследования по поводу влияния музыки на развитие речевых навыков у детей с нарушением слуха.

Авторы статьи также приводят рекомендации, как включить музыкальную деятельность в повседневные занятия детей с кохлеарным имплантом или слуховым аппаратом:

 

  1. Начинайте систематически использовать музыку в раннем возрасте, до имплантации или применения слуховых аппаратов. Продолжайте занятия музыкой более одного года, чтобы улучшить речевое восприятие.
  2. Используйте телесные движения в ритме музыки (танцы). Используйте ориентации (чтобы ребенок искал, где находится источник звука).
  3. Используйте пение в качестве основного инструмента, особенно с маленьким ребенком.
  4. Вовлекайте детей в музыкальные занятия в небольших группах; используйте несколько музыкальных инструментов/игрушек, представляющих тексты песен.
  5. Используйте много повторений.
  6. Используйте поочередное воспроизведение, чтобы ребенок учился запоминать мелодию.
  7. Дайте советы семьям о том, как использовать музыку со своим ребенком.
  8. Используйте компьютерные игры и приложения, чтобы помочь ребенку воспринимать и издавать звуки.
  9. Дайте совет школьным учителям музыки.
  10. Поддерживайте музыкальные увлечения подростков с нарушениями слуха.

Текст: Мария Богданова

Why and how music can be used to rehabilitate and develop speech and language skills in hearing-impaired children byRitva Torppa, Minna Huotilainen in Hearing Research. Published online June 2019.

https://doi:10.1016/j.heares.2019.06.003

 

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтактеЯндекс-Дзен, Одноклассниках и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.