Знание букв еще не гарантирует легкое чтение

27 ноября 2019

Ключевым моментом в том, когда ребенок осваивает чтение, становится знание всех звуков и букв языка – это весьма распространенный тезис среди педагогов. Но так ли он верен? Ученые из Норвегии попытались выяснить, как процесс обучения чтению зависит от знания ребенком отдельных букв и звуков. Подробнее читайте в журнале New Ideas in Psychology.

Credit: Unsplash


Некоторые исследователи утверждают, что звуко-буквенный анализ должен преподаваться систематически и объем такого обучения становится предиктором качества обучения чтению. Также отмечается, что существуют половые различия в знании букв и звуков, когда дети идут в школу – девочки знают больше, чем мальчики, и это может быть одной из причин различной успеваемости при обучении чтению.

Норвежские исследователи решили выяснить, когда именно дети учатся чтению и как это обучение зависит от знания алфавита. В исследовании приняли участие 356 детей в возрасте 5-6 лет, которые уже знали буквы и звуки норвежского языка. Каждый ребенок проходил тестирование в начале, середине и конце учебного года. Оказалось, что 11 процентов детей умели читать еще до начала школы, а 27 процентов детей не научились читать и к концу первого года. Последнюю группу составляли преимущественно мальчики, которые также знали меньше букв, когда шли в школу. Девочки с самого начала лучше читали, чем мальчики, и эта разница сохранялась и в школе.

Хотя знание звуков и букв было связано со способностью к чтению, этого оказалось недостаточно для полного овладения навыком чтения – 40 процентов детей, которые знали 23 буквы или более, могли прочитать более 80 процентов наиболее распространенных норвежских слов, и 15 процентов детей, которые знали все 29 букв, все еще не умели воспринимать печатную информацию.

Поскольку чтение представляет собой ключ к овладению другими образовательными дисциплинами в рамках школьного обучения, научиться ему – приоритетная задача в первые 1-2 года обучения в школе. И, как теперь выяснилось, знания букв еще не гарантирует, что этот навык будет постигнут легко. Соответственно, на это сильнее влияют какие-то другие факторы, которые предстоит выяснить.


Текст: Мария Богданова

Breaking the reading code: Letter knowledge when children break the reading code the first year in school by Hermundur Sigmundsson, Monika Haga, Greta Storm Ofteland, Trygve Solstad inNew Ideas in Psychology. Published November 2019.

doi:10.1016/j.newideapsych.2019.100756.

Интересный пациент. «Написано – понятно, услышано – нет»

В статье американских ученых, опубликованной в журнале Cognitive and Behavioral Neurology, кажется, удалось выявить (правда, на очень небольшой выборке) область, которая отвечает за обработку услышанных…

Искусство повествования: почему мы сопереживаем персонажам рассказов?

Новое исследование, опубликованное учеными из МакМастерского университета в Journal of Cognitive Neuroscience, объясняет основной принцип восприятия информации. Мозг фокусируется в первую очередь на мыслях и…

Йога и физиотерапия избавляют от боли и дарят год хорошего сна

Согласно исследованию Бостонского медицинского центра, опубликованному в Journal of General Internal Medicine, после 12 недель занятий йогой люди с хронической болью в пояснице не только избавляются…

Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 154: атлас слов в головном мозге

Нейролингвисты из университета Калифорнии в Беркли опубликовали в апреле 2016 года в журнале Nature удивительную статью. При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии они составили «языковую карту…

Префронтальная кора помогает преодолеть дислексию

Совместное исследование учёных Тель-Авивского университета и Калифорнийского университета в Сан-Франциско выявило механизм в мозге, который лежит в основе несоответствия между низкой способностью к декодированию информации…