Случайная находка, которую обнаружила команда исследователей из Национальных институтов здоровья, может стать прорывом в понимании того, как продлить жизнь организма. Ученые открыли, что активность большинства генов, ответственных за старение, запускают бактерии. И если им доступ к организму не давать, то процессы старения сильно замедляются. Подробности опубликованы в журнале iScience.
За процессы старения в нашем организме отвечают сотни генов, активность которых со временем меняется, приводя к замедлению или нарушению нормальных процессов жизнедеятельности, в том числе и в мозге. Этот список исследователи из разных стран мира и научных команд прорабатывают уже не одно десятилетие, и считается, что многие, в целом, схожи у разных животных, от мух и червей до людей.
В ходе нынешней работы ученые хотели выяснить, как именно бактерии могут повлиять на нейровоспаление, лежащее в основе нескольких патологий мозга, которые связаны со старением. Для этого они выращивали мушек дрозофил в среде, содержащей антибиотики, чтобы предотвратить развитие вообще каких бы то ни было организмов.
Исследователи ожидали, что эффект от лекарств будет слабый, но неожиданно выяснилось, что модельные животные жили гораздо дольше отведенного им срока – в среднем, 63 дня вместо 57. Авторы отмечают, что в человеческом эквиваленте этот срок бы составил около 10 лет, что довольно существенно.
Исследователи стали искать ответы на вопрос, почему так происходит, в генах насекомых. Они отследили активность генов, которые имеют наиболее сильную связь с процессами старения, в мозге 10, 30 и 45-дневных мух. Им удалось обнаружить, что у мушек, выращенных на антибиотиках, эта связь нарушилась – 70% изучаемых генов, вопреки природе, крайне мало изменялись в активности в течение времени. Старение многих особей словно «останавливалось» на метаболизме 30-дневных мушек, независимо от их фактического возраста.
В ходе дальнейших наблюдений исследователи подтвердили свое предположение. Так, аналогичными оказались результаты эксперимента, в котором мухи выращивались в совершенно стерильной среде без антибиотиков. Они также увидели похожую тенденцию, когда повторно проанализировали данные другого исследования, в котором мух также разводили на антибиотиках.
«Многие из исследуемых нами генов опосредуют классические признаки старения, и все же наши результаты показали, что их активность в большей степени зависит от присутствия бактерий, а не от естественного процесса старения», — говорят авторы.
Наконец, команда нашла еще одно объяснение тому, почему антибиотики могут продлевать жизнь мух. Оказалось, что лекарственные препараты замедляли также и работу генов, контролирующих циклы сон-бодрствование, обнаружение запахов и поддержание экзоскелета. Активность бодрствующих мух с возрастом снижалась, и эта тенденция усиливалась при воздействии на мух антибиотиками.
Вопросов еще много, и ученые надеются, что установив то, какие именно гены отвечают за внутренние часы организма, а какие подвергаются влиянию бактерий, они смогут найти оптимальные способы бороться со старением.
Текст: Анна Хоружая
Common features of aging fail to occur in Drosophila raised without a bacterial microbiome by Shukla, A.K. et al. in iScience. Published June 2021.
DOI: 10.1016/j.isci.2021.102703