Антидепрессанты при беременности негативно влияют на развитие ребенка

В исследовании ученых из Канады изучалось влияние приема антидепрессантов во время беременности на внутриутробное развитие ребенка. Оказалось, что такие дети впоследствии могут иметь трудности в речи и других когнитивных функциях. Подробнее об этом исследовании читайте в журнале Pediatrics.

Credit: public domain


До 12 процентов женщин во времени беременности наблюдаются с перинатальной депрессией. Ингибиторы обратного захвата серотонина – одни из наиболее распространенных антидепрессантов и назначаются около 10 процентам женщин во время беременности. В ряде исследований изучались неблагоприятные последствия антидепрессантов на внутриутробное развитие ребенка, авторы при этом упоминали неонатальный адаптационный синдром, легочную гипертонию, пороки развития сердца, низкий вес во время рождения, а также моторные и когнитивные нарушения. При этом результаты исследований иногда весьма противоречивы и имеют ряд методологических трудностей.

В этой работе учитывались данные более 250 тысяч диад «мать-ребенок» из Канады в период между 1996 и 2014 годами и с последующим наблюдением до 2015 года. Выборка была ограничена матерями, у которых был поставлен диагноз расстройства настроения или тревожного расстройства за 90 дней до зачатия ребенка.

Впоследствии данных детей (больше 3000) оценивали воспитатели в детском саду при помощи Опросника оценки раннего развития ребенка (EarlyDevelopmentInstrument). Анализировалось физическое здоровье, качество жизни, развитие речи и других когнитивных функций, социальная компетентность, эмоциональная зрелость, навыки общения и общий интеллект.

Оказалось, что в группе детей, матери которых во время беременности принимали антидепрессанты, значительно чаще выявлялись трудности в речи и других когнитивных функциях. Эти данные сравнивались с контрольной группой, где матери не принимали антидепрессанты.

Обсуждая эти данные, авторы предполагают, что в систему здравоохранения стоит ввести раннюю диагностику таких детей и продумать последующие реабилитационные процедуры, чтобы в дальнейшем у них не возникали трудности при освоении образовательной программы.


Текст: Мария Богданова

In Utero Antidepressants and Neurodevelopmental Outcomes in Kindergarteners by Deepa Singal, Dan Chateau, Shannon Struck, Janelle Boram Lee, Matthew Dahl, Shelly Derksen, Laurence Y. Katz, Chelsea Ruth, Ana Hanlon-Dearman and Marni Brownell in Pediatrics 

doi:10.1542/peds.2019-1157