Для некоторых январь означает начало нового года, радостное и праздничное посленовогоднее настроение. Но большинству студентов университетов, колледжей и прочих учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в эти дни будет не до смеха: у них в самом разгаре сессия, которая «принесла с собой» неизбежные стрессы, недосып и наверняка – не самое радужное настроение. Но может это даже и к лучшему, так как исследование из Университета Конкордии (Concordia University) показывает, что периодические приступы плохого настроения на самом деле могут улучшить академические успехи студентов.
В работе, опубликованной в Developmental Psychology, Эрин Баркер (Erin Barker), профессор психологии факультета искусств и науки Университета Конкордия, доказывает, что студенты, которые в основном чувствовали себя счастливо за четырёхлетний период обучения в университете, но иногда грустили и испытывали упадок духа, имели наиболее высокий средний балл на защите диплома.
Помимо этого, исследование также подтвердило тот факт, что студенты, которые за все годы учёбы постоянно находились в негативном настроении и были чем-то недовольны, нередко оказывались с самым низким средним баллом.
«Это исследование показывает, что мы должны обращать внимание на настроения студентов и искать стратегии для управления негативными эмоциями и стрессом, стараться поддерживать положительный эмоциональный опыт», – говорит профессор Баркер, которая также входит в состав Центра исследования человеческого развития.
Баркер и её соавторы работали со 187 первокурсниками в одном из крупных университетов. Исследователи отслеживали состояние студентов на протяжении четырёх лет обучения через ежегодное анкетирование, в котором требовалось рассказать недавних эмоциональных переживаниях
«Мы изучали образцы ответов студентов, чтобы лучше понять, как же положительные и отрицательные переживания менялись с течением времени. Затем мы построили среднюю модель, чтобы посмотреть, как каждый конкретный человек отличался по ответам от эталона, и изучили различные комбинации того, как сочетаются некоторые черты характера и эмоциональное состояние», — рассказывает исследовательница.
Результаты демонстрируют, что отрицательные и положительные эмоции играют самую непосредственную роль в наших успехах в обучении. Эта стратегия позволила учёным выявить закономерность, связанную с бОльшим успехом в учёбе в основном у тех, кто испытывал положительные эмоции, по сравнению с теми, кто настраивался на всё негативно.
«Мы часто думаем, что паршивое самочувствие – это плохо. Но если вы в принципе счастливый человек, то отрицательные эмоции могут вас мотивировать. Они могут стать сигналом того, что есть проблема, на которую нужно обратить внимание. Счастливые люди обычно имеют более объёмную «базу» ресурсов, которую они и используют, чтобы выполнить эту задачу», — говорит профессор Баркер.
Уже в январе 2017 года она и психологи-аспиранты Сара Ньюкомб-Анджо (Sarah Newcomb-Anjo) и Кейт Малвихилл (Kate Mulvihill) будут расширять это исследование, запустив новый опрос, сфокусированный на жизни после окончания учёбы. Их план: изучить закономерности эмоционального переживания и благополучия того, как бывшие студенты принимают новые жизненные вызовы, связанные с поиском работы или поступлением на постдипломные программы обучения.
Текст: Анна Хоружая
Tracking affect and academic success across university: Happy students benefit from bouts of negative mood by Barker, Erin T.; Howard, Andrea L.; Galambos, Nancy L.; and Wrosch, Carsten in Developmental Psychology. Published online November 2016 doi:10.1037/dev0000231