Берите в руки скрипку – развивайте мозг!

12 июня 2019

Не злитесь на своих родителей, которые силком заставляют ходить в музыкальную школу пиликать на надоевшей скрипке. В результате пятилетнего исследования учёные выяснили, что существуют существенные различия в развитии мозга у детей, которые ходили в музыкальную школу и тех, которые предпочитали в это время смотреть мультики или играть в футбол. Это исследование вышло раньше другого, о котором мы уже писали — о том, как меняет мозг обучение игре на виолончели

Считается, что музыка ускоряет развитие мозга у детей раннего возраста, особенно в тех областях, которые ответственны за обработку звука, развития языка, восприятия речи и навыков чтения. Институт мозга и творчества (Brain and Creativity Institute, BCI) в Университете Южной Калифорнии с 2012 года в сотрудничестве с Филармонической Ассоциацией Лос-Анджелеса изучал, как влияет обучение музыке на детском социальном, эмоциональном и когнитивном развитии.

Первоначальные результаты исследования, опубликованные в журнале Developmental Cognitive Neuroscience, свидетельствуют о преимуществах музыкального образования — в то время, как во всех школах США либо уменьшено количество дисциплин по искусству, либо их нет вовсе. Исследование показывает, что музыка ускоряет созревание слухового пути в головном мозге и повышает его эффективность.

«Мы в целом заинтересованы в воздействии музыкального обучения на познавательные, социально-эмоциональные и общие в целом развития мозга. Наши результаты говорят о том, что дети с музыкальной подготовкой более точны в обработке звука»,  —  говорит Ассал Хабиби (Assal Habibi), ведущий автор исследования и старший научный сотрудник BCI.

Для этого исследования неврологи мониторили развитие мозга и их поведение в группе из 37 детей неблагополучных районов Лос-Анджелеса. Тринадцать детей из этого списка в возрасте  6-7 лет начали получать музыкальное образование по программе Молодежного оркестра Лос-Анджелеса.

Игра на скрипке

Музыкальное образование эти дети получали, осваивая скрипку, практикуясь с инструментом до 7 часов в неделю.

Для сравнения исследователи наблюдале две другие группы детей: первая состояла из 11 ребят, которые занимались футбольной программой, а вторая — из 13, которые вообще не участвовали в каких-либо конкретных программах.

Неврологи использовали несколько инструментов для мониторинга изменений в их мозге: МРТ для мониторинга изменений через сканирование мозга, ЭЭГ для отслеживания электрической активности в головном мозге, поведенческое тестирование и другие методы.

По истечении двух лет неврологи обнаружили, что  слуховые системы детей в музыкальной программе «созревают» быстрее,  чем у других детей, а это говорит о том, у них  ускорится развитие языка и чтения, а также другие способности, «завязанные» на слуховом восприятии информации.

Повышенная зрелость отражает увеличение нейропластичности — физиологического изменения в головном мозге в ответ на окружающую среду. В данном случае: воздействие музыки и обучение музыкальной грамоте.

«Слуховая система стимулируется музыкой. Эта система также занимается общей обработкой звука, что имеет основополагающее значение для развития языка, навыков чтения и успешной коммуникации с другими людьми»,  —  говорит Хабиби.

 

Система «ухо – мозг»

Отслеживать развитие мозга ребёнка можно, изучая изменения в их ЭЭГ, особенно так называемые «аудиально вызванные потенциалы». В данном исследовании учёные сосредоточились на потенциалах P1. Они отслеживали амплитуду — количество возбуждённых нейронов и задержку — скорость передачи сигнала. Оба эти показателя свидетельствуют о зрелости аудиальных путей головного мозга.  Снижение показателя P1 свидетельствуют о развитии мозга и большей эффективности обработки звуковых сигналов.

По истечении двух лет детей тестировали на музыкальные способности (им проигрывали в случайном порядке 24 пары мелодий в исполнении фортепиано и скрипки и просили указать, какие различались в какой-либо ноте), параллельно замеряя потенциал P1.

 

Вариант задания

Как и следовало ожидать, дети, учившиеся музыке, гораздо лучше «работали» с мелодиями и показатели потенциала P1 были ниже, чем у детей из двух других контрольных групп, хотя все три группы смогли определить различие в мелодиях.

Увы, в работе не было показано, действительно ли дети, учившиеся музыке, потом лучше учатся в школе или хотя бы изучают языки. Впрочем, достоверно зафиксированное более быстрое развитие аудиальных корковых потенциалов — тоже неплохо.


Текст: Neuronovosti.Ru

Neural Correlates of Accelerated Auditory Processing in Children Engaged in Music Training by Assal Habibi, B. Rael Cahn, Antonio Damasio, and Hanna Damasio in Developmental Cognitive Neuroscience. Published online April 16 201

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтактеЯндекс-Дзен, Одноклассниках и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.