Швейцарские учёные выяснили, что полугодовалые дети способны различать эмоции уже в самом раннем возрасте. К такому выводу они пришли после демонстрации детям изображений различных выражений лица в сопровождении с аудиозаписями голоса с противоположной эмоциональной окраской. Подробное описание исследования опубликовано в журнале PLOS One.
Credit: Palama et al.
Наиболее полную информацию об окружающем мире и людях мы получаем с помощью зрения. Невербальные сигналы – жесты, позы, мимика, дают нам представление о настроении и эмоциях человека. Уже в самом раннем возрасте дети начинают распознавать выражения лица взрослых, однако их предпочтения сильно зависят от типа эмоции. Например, с четырех месяцев младенцам больше нравится смотреть на счастливые лица, чем на нейтральные. Вызвано ли это пониманием маленького ребенка радостных эмоций или интересом к простой деформацией мимики, до сих не было известно.
Учёные Женевского университета решили это выяснить. В своём эксперименте они воздействовали на два анализатора – зрительный и слуховой. Малыши сначала слушали голос разной эмоциональной окраски – счастливый, злой или без какой-либо интонации, а затем наблюдали два изображения лиц: злое в течение 20 секунд и радостное в течение 10.
С помощью айтрекера авторы отследили траекторию движения глаз у 24 маленьких детей в возрасте шести месяцев. Направление движения глаз помогло выяснить, как распределяется внимание между одинаковым по эмоциональной окраске голосом и лицом. Таким образом, если ребенок при звучании соответствующего голоса смотрел на какое-либо лицо, значит он видел между ними разницу. В итоге получилось, что при звучании сердитого голоса внимание малышей между злым и счастливым лицом по длительности было распределено примерно одинаково. Однако, после прослушивания голоса с радостной эмоциональной окраской дети задерживали взгляд на злом выражении на 800 миллисекунд больше.
Активность глаз младенцев при рассматривании лиц.
Проверка соотношения двух пар стимулов очень часто используется в научных экспериментах с детьми. Исследователи изучают способность детей соотносить информацию с органов чувств, например, звуковую и визуальную, при этом демонстрируя им соответствующие и несоответствующие данные одной из двух вариаций.
Учёные предполагают, что если младенец после прослушивания счастливого голоса дольше наблюдает за злым выражением лица, то это происходит из-за его недоумения по поводу такого несоответствия. Соотношение между сердитым лицом и счастливым голосом ему непонятно, ведь он понимает, что эти эмоции противоположны.
В итоге, авторам удалось показать способность детей раннего возраста отличать эмоции, а также сопоставлять информацию между двумя видами потоков. Преимущественное распознавание положительных эмоции учёные объяснили тем, что в таком возрасте чаще всего дети наблюдают именно счастливое выражение на лицах взрослых.
Полугодовалые дети имеют способность не только к распознаванию эмоций. Исследователи выяснили, что они также эффективно могут соотносить предметы окружающей среды и их название.
Текст: Екатерина Заикина
Are 6-month-old human infants able to transfer emotional information (happy or angry) from voices to faces? An eye-tracking study
By Amaya Palama, Jennifer Malsert, Edouard Gentaz
Published: April 11, 2018
https://doi.org/10.1371/journal.pone.0194579
Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.