Неспособность регулировать эмоциональное состояние, то есть быстро переключаться от отрицательных эмоций к положительным, со временем может вызывать развитие тревоги, депрессии, а также способствует возникновению нейродегенеративных заболеваний и деменции. Но каково влияние отрицательных эмоций на мозг, и можно ли ограничить их вредное воздействие? Ученые из Швейцарии в новом исследовании, опубликованном в Nature Aging, попытались определить, какой мозговой след остается после просмотра эмоциональных сцен, чтобы оценить реакцию мозга и, прежде всего, механизмы его восстановления.
Верхнее изображение — различная активация мозга у пожилых и молодых людей в периоды отдыха после просмотра видео с сильным эмоциональным содержанием (HE) и эмоционально нейтральными роликами (LE). Нижнее изображение – области мозга, которые реагируют на периоды отдыха после HE > LE, а также перекрытие активаций с эмоциональными реакциями во время видео HE > LE в эксперименте с пожилыми людьми. Credit: Baez-Lugo et al. / Nature Aging 2023
В старости физические и когнитивные способности находятся уже не на столь высоком уровне, как в молодости. Однако способности к эмоциональной реакции и эмпатии в том числе даже усиливаются. Отмечается, что пожилые люди часто отдают предпочтение социальным и эмоциональным взаимодействиям, более склонны к акцентированию внимания на положительных сторонах события и хорошо умеют регулировать свое эмоциональное состояние, то есть способны не зацикливаться на отрицательных эмоциях.
Исследования показывают, что эта способность весьма полезна для психического здоровья. Люди, которые ею не обладают и склонны зацикливаться на негативе, подвержены более высокому риску развития психопатологий, таких как тревога, депрессия, беспокойство. Неадекватные эмоциональные реакции и нарушения регуляции эмоций также могут представлять собой важный фактор риска развития деменции.
Однако на данный момент остаются неизвестными как механизмы, так и нейронные субстраты, лежащие в основе обработки информации, имеющей социальный контекст, и эмоциональной устойчивости у пожилых людей. Также мало описаны реактивность и восстановление эмоциональных функций после социально-негативных событий.
Нейробиологи из Женевского университета (Швейцария) задались целью определить, как меняется активность головного мозга у молодых и пожилых людей во время и после демонстрации социально-аффективных ситуаций. Большой группе добровольцев показывали видеоролики, в которых изображались люди в состоянии эмоциональных страданий (high emotion video, HEV), и ролики с нейтральным эмоциональным содержанием. Исследователи при помощи функциональной МРТ изучали реактивность и восстановление сетей мозга в негативных социально-аффективных ситуациях. Они сделали акцент на анализе реакций пожилых людей, чтобы выявить возможные различия между нормой и патологическим старением.
Обе возрастные группы после просмотра видеороликов сообщали об одинаковом уровне негативного ответа, что говорит о сохранности способности к эмпатии в старости. Однако авторы отметили, что при просмотре HEVотрицательные эмоции оценивались тем ниже, чем старше был возраст добровольца.
Негативные социально-аффективные видеоролики вызывали у добровольцев активность в областях мозга, пересекающихся с сетями, которые связаны с социальным познанием и эмоциями – передней медиальной поясной коре и передней островковой доле, которые вовлечены в эмпатию к боли, в обнаружение значимого контекста и негативного аффекта. Также активация наблюдалась в височно-теменном узле и дорсомедиальной префронтальной коре, которые определялись как области, вовлеченные в когнитивные аспекты эмпатии и основные области в модели психики.
Помимо этих областей у молодых и пожилых людей активировалось вентральное полосатое тело (связано с позитивным аффектом и вознаграждением, состраданием к чужому страданию).
Что интересно, несмотря на известную роль миндалевидного тела в обработке эмоций не удалось обнаружить его значительную активацию во время просмотра HEV ни у молодых, ни у пожилых людей. Этот факт может говорить о том, что миндалевидное тело на самом деле участвует в кодировании более широкого диапазона социальной или субъективно важной информации.
Возраст также повлиял на реакцию на HEV. У пожилых людей активировалось меньше областей, обычно связываемых с эмпатией (передняя островковая доля и околоводопроводное серое вещество), и больше тех, которые связаны с социальным познанием и регуляцией эмоций (медиальная префронтальная кора, задняя поясная кора, нижняя лобная извилина). Это как раз может отражать лучшую регуляцию эмоций у пожилых людей. Повышенная активность в лобных областях может также отражать действие компенсаторных механизмов мозга, действующих для преодоления когнитивных нарушений у пожилых людей.
Также исследователи определили, какие области головного мозга активны при эмоциональной инерции – состоянии «удержания» негативных эмоций, которое отражает неэффективное восстановление и повышенный риск психологической дезадаптации.
В период отдыха после просмотра HEV активность увеличивалась в областях, которые в основном составляют сеть пассивного режима работы мозга, а также в миндалевидном теле и островке, которые участвуют в обработке эмоций. Причем эта картина наблюдалась только у пожилых людей. Исследователи указывают на то, что длительная активность миндалевидного тела после негативных образов коррелирует с чертами невротизма, а усиленный ответ миндалевидного тела после вызова негативных эмоций усиливается у людей с высокой тревожностью.
Функциональная связность задней поясной извилины и миндалевидного тела в состоянии покоя избирательно увеличивалась после демонстрации негативных событий, и такое увеличение было связано с тревогой, размышлениями и содержанием негативных мыслей. Именно этот паттерн связности в состоянии покоя, по заверениям авторов, представляет собой вероятный нейронный субстрат для эмоциональной инерции.
Авторы работы в настоящее время проводят длительные эксперименты, которые представляют собой часть одного крупного европейского исследования MEDIT-AGING. Его цель – оценить влияние немедикаментозных вмешательств на улучшение качества состояния человека в процессе старения.
Текст: Анна Удоратина
Exposure to negative socio-emotional events induces sustained alteration of resting-state brain networks in older adults by Sebastian Baez-Lugo et al. Nature Aging. Published: January 12, 2023.