Липидомика может пролить свет на причины развития лекарственной устойчивости при шизофрении

7 июля 2021

Ученые Сколтеха и Научного центра психического здоровья обнаружили в плазме крови пациентов с шизофренией 22 липида, изменение уровня которых они связывают с более медленным улучшением в клинической картине в процессе лечения. Полученные результаты помогут отслеживать развитие устойчивости к лекарственным препаратам, которая наблюдается более чем у трети всех пациентов. Результаты исследования опубликованы в журнале Biomolecules.


Как показывают исследования, у 34% пациентов, страдающих шизофренией, отмечается устойчивость к двум или более антипсихотическим препаратам, которые назначаются при этом расстройстве. Ответные реакции на лечение у всех пациентов очень сильно различаются, а соответствующего биомаркера до сих пор не существует, поэтому подбор нужного препарата зачастую превращается в долгий и мучительный процесс поиска лекарства методом проб и ошибок.

Недавно ученые обратились к исследованию липидов и той важной функции, которую (как теперь стало известно) они выполняют, определяя свойства и функциональные возможности мозга, такие как текучесть и проницаемость мембран, ретроградная передача сигналов, нейронная пластичность и модуляция высвобождения нейротрансмиттеров.

«Липидомика – активно развивающаяся область. Пока о метаболизме липидов и его изменении с течением заболевания известно не так много, поэтому липидомика дает широкий простор для новых открытий», – рассказывает ведущий автор статьи, сотрудник Центра нейробиологии и нейрореабилитации Сколтеха (CNBR) Анна Ткачева.

Анна Ткачева и ее коллеги измеряли уровень 322 липидов плазмы крови у 92 пациентов с диагнозом «шизофрения», находящихся на лечении в стационаре. Ученые исследовали связи между облегчением симптоматики и изменением уровня липидов в плазме крови у конкретных пациентов. Забор образцов плазмы крови производился дважды – в начале и в конце срока пребывания в стационаре, который составлял в среднем 37 дней.

Состояние пациентов оценивалось по шкале позитивной и негативной симптоматики (PANSS), где более высокий балл соответствует более тяжелым симптомам. Перед исследователями стояла задача выявить случаи снижения балла по PANSS с течением времени. Улучшение состояния было отмечено у всех пациентов кроме одного, но при этом масштабы отличались.

«Мы установили, что у пациентов с минимальным улучшением состояния к моменту второго забора крови уровень 22 липидов, в том числе 20 видов триглицеридов, увеличился, а у пациентов с максимальным улучшением такого повышения не наблюдалось», – отмечают авторы.

По словам Анны Ткачевой, пока далеко не ясно, какое влияние липиды оказывают на течение заболеваний и особенно такого расстройства, как шизофрения.

«Обычно в клинических условиях у пациентов берут анализ крови, в котором измеряется общий уровень триглицеридов. В нашей работе мы оценивали содержание липидов более детально, учитывая уровень отдельных видов триглицеридов. Те липиды, которые имели бо́льшую значимость в результатах нашего исследования (триглицериды с более короткими цепочками в остатках жирных кислот), не относятся к числу наиболее распространенных триглицеридов, поэтому любые изменения в их уровнях, скорее всего, останутся незамеченными при измерении их общего количества. Поскольку в более ранних исследованиях основное внимание уделялось общему уровню триглицеридов, а не концентрациям конкретных видов липидов, на сегодняшний день трудно сказать, что означают эти изменения», – поясняет Анна Ткачева.

Обнаруженные учеными липиды, по-видимому, связаны с метаболическими изменениями: в статье сообщается об изменениях в уровне липидов у пациентов, страдающих диабетом и неалкогольной жировой болезнью печени.

«К сожалению, у больных шизофренией метаболические нарушения встречаются довольно часто, и их лечение является важной составляющей терапии при психических расстройствах. Между метаболическими нарушениями и психическим здоровьем, по-видимому, существует сложная взаимосвязь. Пока нет полной ясности в том, что касается роли метаболических нарушений в развитии шизофрении, а также причинно-следственной связи между нарушениями метаболизма и течением заболевания», – добавляет Ткачева.

Поскольку ученые рассматривали индивидуальные особенности изменения в уровне липидов у конкретных пациентов, а не базовые уровни липидов, полученные результаты нельзя использовать в качестве исходных данных для прогнозной модели ответной реакции на лечение.

«Наши результаты показывают, что разная степень улучшения клинической картины связана с различиями в изменении уровня липидов. Пока о получении надежного предсказательного маркера речи не идет, но мы надеемся, что наши результаты позволят лучше понять механизмы, лежащие в основе клинических проявлений заболевания и ответной реакции на лечение», – отмечает в заключение Анна Ткачева.


Текст: Николай Посунько/Сколтех