Многие люди грезят о том, чтобы поспать чуть дольше, чем обычно, так как чаще всего они спят гораздо меньше, чем рекомендуется для нормального самочувствия. При этом, как ни странно, они порой не ощущают от этого никакого негативного эффекта. В Университете штата Юта исследовали шаблоны нейронных связей в мозге так называемых «спринтеров сна» и выяснили, что многие из тех, кто ведёт подобный образ жизни, не осознают свою степень усталости, которая попросту маскируется под кажущийся эффективным и достаточным сон. Работа опубликована в Brain and Behavior.
Большинство людей, которые спят меньше рекомендуемых семи-девяти часов в сутки, начинают испытывать усталость, становятся раздражительными, у них нарушаются процессы усвоения и анализа информации. Уже выяснили, что недостаток сна ведёт к психическим и физическим расстройствам: развитию депрессии, ожирению, ишемической болезни сердца, а также повышает смертность.
Однако, некоторые люди, спящие даже меньше, чем шесть часов в сутки, не ощущают никаких побочных эффектов. Интересно, что в 2009 году невролог Кристофер Джонс (Christopher Jones) и его коллеги из Университета штата Юта обнаружили редкую генетическую мутацию, которая оказалась связанной с краткосрочным эффективным сном. Отсюда и субъективное ощущение у таких людей, что им нужно сна меньше, чем другим. Но что же в этот момент происходит с мозгом? Как он себя ведёт в таких «нестандартных» условиях?
Сети мозга
Для того, чтобы попробовать ответить на эти вопросы, профессор психологии Пола Уильямс (Paula Williams), радиолог Джеф Андерсон (Jeff Anderson), уже упомянутый выше Джонс и аспирант-психолог Брайан Кертис (Brian Curtis) исследовали межнейронные взаимодействия.
Такой набор соединений нейронов друг с другом, который называется коннектомом, в настоящее время изучается в большом международном проекте «Коннектом человека», где с помощью МРТ собраны данные мозговых сетей более чем 1200 человек. Кстати, до сих пор реализованы и проанализированы лишь около 900 сканов мозга.
Лучше память?
Команда учёных сравнила данные людей с нормальным сном с теми, кто спит шесть часов в сутки или меньше. Далее они разделили последнюю группу на ещё на две: тех, кто «страдал», и, наоборот, чувствовал себя прекрасно и бодро. Обе группы поместили в МРТ-сканер для того, чтобы изучить «рисунок» связей бодрствующего мозга. Хоть людей и инструктировали не засыпать во время сканирования, дремали многие и даже те, кто отрицал дисфункции.
На иллюстрации: области мозга, для которых функциональная связность ковариантна с продолжительностью сна.
«Этот факт намекает на то, что в скучном фМРТ-сканере у людей нет ничего, чтобы могло бы их «отвлечь» от сонных мыслей», — говорит Джонс.
И такая гипотеза имеет весьма конкретные последствия для общественной безопасности, по мнению Кертиса, так как, например, в ночной дороге может случайно уснуть даже «спринтер сна» .
Анализируя различия связей между областями мозга, исследователи обнаружили, что у «спринтеров», отрицавших дисфункции, наблюдалось усиление связности между сенсорной корой, которая обрабатывают внешнюю сенсорную информацию, и гиппокампом – областью, связанной с памятью. А это, в свою очередь, уже может говорить о её более эффективной консолидации (переходе кратковременной памяти в долговременную).
«Я так чувствую»
На следующем этапе работы учёные планируют непосредственно проверить, всё ли со «спринтерами» в порядке. Они хотят найти таких людей, которые естественно спят менее шести часов в сутки, независимо от выходных дней или отпуска. В дополнение к нейровизуализации они проверят когнитивные функции, в том числе и на тренажёре по вождению, чтобы получить максимально объективную информацию.
«Недостаток сна может влияет на восприятие людей по их собственной вине. Мы же особенно заинтересованы в понимании несоответствия между восприятием людьми своего состояния и того, как они реально функционируют. Не всё ведь одинаково», — замечает Уильямс.
Будущая работа группы также будет включать доклады участников исследования испытуемых членов семьи или партнеров, чтобы обеспечить дополнительную оценку функции дневного времени.
При анализе данных коннектома авторы выяснили, что самооценка продолжительности сна за последний месяц была фактором, который лучше всего сильно различиями в коннективных профилях во время отдыха.
Андерсон считает, что их результат говорит о том, что будущие фМРТ исследования должны учитывать сон при интерпретации результатов.
Уильямс же надеется, что продолжение этой программы исследований позволит ответить на ключевые вопросы о индивидуальные различия в потребности в сне.
«Два человека могут спать в том же объеме и один человек чувствует себя отдохнувшим, а один – нет, — говорит она. — В чем различие между ними? Есть ли некоторые люди, которым действительно нужно меньше спать? Мы пока не знаем. Удивительно, мы все еще не знаем».
#сон
#коннектом
Текст: Анна Хоружая
Sleep duration and resting fMRI functional connectivity: examination of short sleepers with and without perceived daytime dysfunction by Brian J. Curtis, Paula G. Williams, Christopher R. Jones, and Jeffrey S. Anderson in Brain and Behavior. Published online September 15 2016 doi:10.1002/brb3.576