Учёные вылечили мышиного «доктора Тринадцатую»

О проблеме хореи Гентингтона массовая культура узнала после выхода сериала «Доктор Хаус». Появившаяся в четвёртом сезоне доктор Реми Хедли по прозвищу «Тринадцатая» носила в себе ген, который в будущем должен был привести к развитию у нее хореи Гентингтона (или Хантингтона – до сих пор в русскоязычной литературе можно встретить оба варианта написания). И до сих пор хорея Гентингтона означала долгое и мучительное умирание.

Исследователи из Имперского колледжа Лондона сумели заблокировать активность «гена Гентингтона» (HTT) на полгода – но не у человека, а у мыши. Тем не менее, это – весьма значительный успех. Результаты команда проекта FINGERS4CURE под руководством доктора Марка Исалана (Mark Isalan) опубликовала в журнале Molecular Neurodegeneration.

Название проекта уже даёт подсказку, по какому пути пошли исследователи. Они использовали белок с так называемым «цинковым пальцем». Это активный центр участка белковой молекулы, стабилизированный одним или двумя атомами цинка. Особенностью этих «пальчиков» является способность связываться с ДНК. Именно поэтому «цинковые пальцы» обычно «работают» факторами транскрипции. Именно они контролируют синтез матричной РНК на основе кода ДНК, и, в итоге – отвечая за синтез нужных белков.

Olivia_Wilde094

Оливия Уайлд в роли Доктора Тринадцатой

Но, как выяснилось, некоторые «цинковые пальцы» могут не давать синтезироваться нужному белку. Использованный группой Исалана белок ZF-KOX1 оказался репрессором (подавителем активности) мутантного гена HTT, который и вызывает болезнь Гентингтона. Однако этот белок сам по себе вызывал гибель нейронов, поэтому команда синтезировала аналог, получивший название mZF-KRAB, не вызывавший такого эффекта. На экспериментальных мышах с мутацией в гене HTT удалось подавить экспрессию этого гена на срок до 24 недель.

Zinc_finger_rendered

Структура «цинкового пальца»

Авторы работы надеются на то, что в течение пяти лет им удастся не только продлить эффект, но и перейти к клиническим испытаниям на людях.

#хорея_Гентингтона