Музыкальные ритмы улучшают обработку речи ребенком

22 июля 2023

Новое исследование французских ученых показало, что прослушивание музыкальных фрагментов с правильным ритмом перед тестом позволяет детям повторять услышанные фразы с меньшим количеством грамматических ошибок. При этом указанное выше утверждение справедливо как для детей с отставанием в развитии, так и для нормальных ребят. Небольшое исследование опубликовано в относительно недавно появившемся «партнерском» журнале Nature Publishing Group, который она издает в содружестве с Университетом Квинсленда – npg Science of Learning.


Эксперимент, который проводила Анна Фивеш с коллегами из Лионского университета, выглядел так. В нем приняло участие 33 ребенка-франкофона в возрасте от 5 до 13 лет: 15 ребят с нарушениями речевого развития (developmental language disorder, DND) – 8 мальчиков и 7 девочек и 18 детей с нормальным развитием речевых навыков (7 мальчиков и 11 девочек).  Важный момент, который отмечают ученые: у детей с нарушениями развития речи не было нарушений слуха. 

Дальше эксперимент был сравнительно прост: ученые давали юным участникам прослушать через наушники различные музыкальные ритмы (всего их было шесть, вот они). После каждого ритма дети слушали шесть предложений – по два из каждой из трех категорий – простое предложение («Кот ест сметану»), предложение с определительным придаточным («Это тот кот, который вчера съел сметану») и определительные придаточные, в которых определяемое слово само является объектом («Это тот кот, которого вчера побили тапком за съеденную сметану»). После каждой фразы дети должны были ее повторить. За ошибки разной степени тяжести детям снимали разное количество баллов. 

Результаты грамматических тестов в зависимости от регулярности ритмов: слева — дети с задержкой развития речи, справа — нормально развивающиеся. Credit: обсуждаемая статья


В итоге оказалось, что во-первых, дети без задержки с развитием лучше справлялись с заданиями (привет, капитан Очевидность!), а во-вторых, и у «контроля», и у группы с задержкой развития результаты были лучше после прослушивания регулярных ритмов, чем после прослушивания нерегулярных. При этом на результаты второй группы тестов – там, где нужно было на время вычеркивать фигурки животных среди фигурок иных объектов, регулярность музыкальных ритмов никак не влияла. 

Авторы делают вывод о том, что музыкальный ритм влияет на последующую грамматическую обработку речи (об этом говорило и исследование, опубликованное еще в 2009 году в Neuroimage, в котором говорилось о том, что соответствующая «синтаксическая» ЭЭГ-активность появляется активнее и раньше у детей, которые учились музыке). Впрочем, как вы понимаете, данные исследования – очень предварительные, поскольку число участников его было очень невелико, а разброс по возрасту – наоборот, велик. 


Текст: Алексей Паевский 

Fiveash, A., Ladányi, E., Camici, J. et al. Regular rhythmic primes improve sentence repetition in children with developmental language disorder. npj Sci. Learn. 8, 23 (2023). https://doi.org/10.1038/s41539-023-00170-1