Новогодние праздники в разгаре, и вокруг нас есть множество соблазнов нарушить свой режим дня, задержаться допоздна перед экраном, за столом или с книгой. А подобные нарушения, особенно хронические, как не раз уже показывали исследователи, ведут к проблемам с сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и другим системам организма. Работа, о которой мы хотим рассказать, была опубликована в журнале Sleep несколько лет назад, но и она не стала исключением. Ученые из Пенсильвании выяснили, что взрослые среднего возраста, которые спят менее шести часов в сутки и жалуются на качество сна, имеют повышенный риск когнитивных нарушений.
Все большее количество людей приходит к врачам с жалобами на некачественный сон. Пациентов беспокоят долгое засыпание, частые пробуждения по ночам, после которых уже очень сложно заснуть и другие проблемы. Если они беспокоят людей три и более раз в неделю, и все это длится больше трех месяцев, то ставится диагноз хронической бессонницы. И бороться с этим недугом очень сложно.
Нарушение сна похоже на ситуацию, когда в игре «Башня» или «Дженга» неаккуратная рука игрока так достает нижнюю дощечку, что рушится вся конструкция. Так и со сном – проблемы с ним, особенно имеющие хронический характер, постепенно разрушают целые системы организма. Самые «слабые» звенья – это сердечно-сосудистая, гормональная и иммунная, и их расстройства человек может начать замечать в первую очередь: ухудшается состояние сосудов и сердца, снижается способность бороться с инфекциями, нарушается гормональный фон и значительно повышается риск ожирения и сахарного диабета второго типа.
Когнитивное состояние также не остается «в стороне». Плохой сон негативно сказывается на общих когнитивных способностях, ухудшается долговременная память, повышается риск развития деменции. Но вот какие именно пациенты, сообщающие о бессоннице, имеют повышенный риск развития деменции? На этот вопрос постарались ответить исследователи из Государственного медицинского колледжа Пенсильвании.
Авторы отмечают, что крайне важно иметь методы, которые позволят объективно определить, какие из людей, жалующихся на проблемы со сном, подвержены риску дальнейшего ухудшения когнитивного здоровья вплоть до развития деменции. Они воспользовались данными когорты Penn State Adult Cohort, из которой случайным образом включили в исследование 1741 человека, проведших хотя бы одну ночь в лаборатории с полным контролем всех физиологических параметров. Все добровольцы перед этим заполняли анкету, в которой отмечали свои жалобы, оценивали физическое и психическое состояние, сообщали о психоактивных веществах, если употребляли таковые, а также проходили несколько когнитивных тестов (на внимание, память, язык и др.).
После анализа всей имеющейся информации исследователи обнаружили, что взрослые, которые сообщали о симптомах бессонницы или даже страдали хронической бессонницей и при этом спали менее шести часов в лаборатории, имели в два раза больший риск развития деменции по сравнению с теми, кто спал достаточное время. Ученые также установили, что эта связь особенно сильна для тех людей, у кого есть сопутствующие кардиометаболические заболевания и когнитивные нарушения, что может быть индикатором сосудистой деменции.
Те же, кто жаловался на свой сон, но спал шесть и более часов в лаборатории, не подвергались такому риску, даже при сравнении со здоровыми и хорошо спящими людьми без жалоб. При этом авторы учли все возможные различия в социально-демографических факторах, включая возраст, пол, расу, этническую принадлежность, образование, а также наличие проблем с физическим и психическим здоровьем, включая апноэ во сне, курение и употребление алкоголя.
Конечно, исследователи признают, что по одной ночи делать глобальные выводы не совсем правильно, потому в работе не устанавливаются однозначные причинно-следственные связи. Тем не менее, исследование служит еще одним докзательством того, что бессонница, когнитивные нарушения и кардиометаболические расстройства (высокое артериальное давление, лишний вес, толерантность к глюкозе, сахарный диабет) имеют тенденцию сочетаться в тех ситуациях, когда сон длится менее шести часов.
Текст: Анна Хоружая
Evidence for the Etiopathogenesis of Insomnia and its Psychiatric Risk by Julio Fernandez-Mendoza in Sleep, Volume 37, Issue 8, 1 August 2014, Pages 1273–1275,
https://doi.org/10.5665/sleep.3906