В контексте все никак не завершающейся пандемии новой коронавирусной инфекции появление новых опасных заболеваний сопровождается повышенным вниманием общества. Так, в мае этого года внезапно начали появляться сообщения о резком повышении заболеваемости оспой обезьян, которая начала свою миграцию по миру, но пока находится под контролем эпиднадзора. И, конечно, ученых, помимо типичной клинической картины оспы, волнует то, как влияет ли вирус на нервную систему. Систематический обзор, опубликованный пока на сервисе препринтов medRxiv, частично отвечает на этот вопрос.
Для начала нужно сказать, что на сегодняшний день данных еще слишком мало, чтобы делать какие-то выводы – ученые наблюдают и документируют наблюдения. С тем же COVID-19 не раз было такое, что выдвигались гипотеза, опровергались, выдвигались новые, и все равно за два года мы знаем об этой инфекции и спектре ее отложенных проявлений далеко не все. Тем не менее кое-что сказать уже можно.
Исследователи из нескольких научных центров Великобритании вкупе с коллегами из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проанализировали все имеющиеся на данный момент публикации, описывающие оспу обезьян. В систематический обзор включили 19 работ, объединяющих информацию о 1512 пациентах (1031 человек с подтвержденным диагнозом). Большинство из этих работ представляли собой когортные исследования и отдельные клинические случаи или серии случаев без контроля.
Для мета-анализа подошли шесть самых распространенных клинических проявлений со стороны нервной системы: миалгия (55,5%), головная боль (53,8%), усталость (36,2%), судороги (2,7%), спутанность сознания (2,4%) и энцефалит (2,0%). Кроме того, описывались и другие симптомы, которые не удалось включить в мета-анализ ввиду их более редкой встречаемости: изменение зрения, головокружение, светобоязнь, а также психиатрические симптомы (тревога и депрессия).
Истинное распространение этих проблем в текущей вспышке пока неизвестно, и авторы отмечают, что эпиднадзор обязателен для оценки средне- и долгосрочных последствий. Мировые эксперты, пристально наблюдающие за ситуацией, говорят, что нейроинвазивные способности вируса оспы обезьян исключать нельзя.
«Оспа была достоверно обнаружена в перивенулярных областях у ряда пациентов, поэтому она определенно может быть нейротропной. Очень возможно, что она окажется еще и нейроинвазивной, чтобы воздействовать на сами клетки мозга. Но одновременно также возможно, что любой из неврологических эффектов, которые могут быть зарегистрированы, объяснятся просто сильным системным воспалением», — сообщает Калеб Макентайр (Caleb McEntire), невролог Массачусетской больницы общего профиля в Бостоне.
Он также не исключает, что если даже пока вирус оспы обезьян и не имеет тропности к нервной ткани, это свойство не появится в дальнейшем под влиянием мутаций.
Текст: Анна Хоружая
Neurological and psychiatric presentations associated with human monkeypox virus infection: a systematic review and meta-analysis by Jonathan P Rogers et al. medRxiv. Published online July 2022 https://doi.org/10.1101/2022.07.03.22277069