50 лет назад американский философ Томас Нагель написал эссе «Что значит быть летучей мышью?». В нем утверждалось, что факт наличия сознания у существа “означает, что быть этим существом на что-то похоже”, т.е. наличие сознания будет равно и присутствию “субъективного характера опыта”. Кроме того, философ рассуждал о существовании сознания “на многих уровнях животной жизни”, и если тогда это было довольно маргинальной идеей, то исследования поведения нечеловеческих животных последних 10 лет плавно ее демаргинализовали. Благодаря ним мы знаем, что шмели, например, играют деревянными шариками ради развлечения, рыбки данио проявляют любопытство к новым предметам, а осьминоги избегают боли. Всё это может трактоваться как проявления феноменального сознания, о котором когда-то писал Томас Нагель. Нью-Йоркская декларация о сознании животных, опубликованная 19 апреля 2024 года, тоже ориентирована на феноменальное сознание животных.
Ее текст, краткий и понятный, состоит всего из трех тезисов:
Эти тезисы впервые были анонсированы на конференции “Развивающаяся Наука о Сознании Животных” (“The Emerging Science of Animal Consciousness”) в день их публикации. Первыми декларацию подписали 40 ученых: специалисты по сознанию людей (в том числе, Кристоф Кох и Дэвид Чалмерс), летучих мышей (Йосси Йовел), птиц (Никола Клэйтон, Ирен Пепперберг), рептилий (Анна Вилкинсон), рыб (Ноам Миллер), пчел (Ларс Читтка) и плодовых мушек (Бруно ван Свиндерен). Авторы предлагают подписать документ всем желающим с релевантным опытом, поэтому список подписей продолжает расти. На момент написания этой статьи Декларацию подписали уже более 200 ученых.
Декларация вызывает новые споры и не предлагает конкретных решений, но призывает исследователей к изучению вопроса, а политиков – к уменьшению рисков для благополучия животных: знание о реалистичной возможности наличия феноменального сознания у нечеловеческих животных должно предостеречь нас от необдуманных политических – и не только – решений, касающихся их. У нас уже есть примеры заметного влияния такого знания на общественность: компания Grupo Nueva Pescanova заявляла об открытии первой в мире фермы аквакультуры осьминогов, которое планировалось на лето 2023 года, но столкнулась с масштабными протестами, и ферма так и не была открыта. Петиции против открытия фермы осьминогов американской организации People for the Ethical Treatment of Animals (PETA) и испанской Партии защитников прав животных и окружающей Среды (Partido Animalista Con el Medio Ambiente; PACMA) подписали более 80 тысяч людей и более 100 природозащитных организаций по всему миру. В текстах обеих петиций уделяется значительное внимание интеллекту осьминогов. Освещение Нью-Йоркской Декларации в десятках СМИ, среди которых The Times, Nature и NBC, тоже имеет реальные шансы повлиять на наши представления об этике.
4-9 мая 2024 года в городе Катманду в Непале проводится Вторая конференция по сознанию животных “Как изучать и понимать нечеловеческое сознание” (“How to Study and Understand Non-Human Consciousness”), организуемая Константином Анохиным, академиком РАН и директором Института перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова. Во Второй Конференции принимают участие 27 спикеров, имена 11 из которых мы можем найти под Нью-Йоркской Декларацией (помимо Константина Анохина это, в том числе, Ева Яблонка, израильский генетик и эволюционный биолог и философ Вальтер Веит (Walter Veit) из Великобритании). Впрочем, есть там и противники декларации. Эта конференция посвящена поиску подходов, экспериментов и тестов для изучения нечеловеческого сознания. Ее можно считать следующим этапом в исследовании проблемы: на предшествовавшей ей Первой Конференции по Сознанию Животных (1-5 мая 2023 года), были поставлены вопросы эмпирического и теоретического определения круга явлений, относимых к области сознания.
Критическая важность такого рода конференций объясняется довольно просто: без понятной методологии исследований сознания невозможны далекоидущие выводы, а результаты экспериментов могут трактоваться любым способом. Некоторые ученые не признают наличие сознания у нечеловеческих животных, при этом не отказывая им в сложности перцептуального поведения: научное сообщество далеко от консенсуса по вопросам сознания. К примеру, Хакван Лау (Hakwan Lau), нейробиолог из Института Мозга в РИКЕН (the Riken Center for Brain Science) в Японии, считает, что у нас нет решающих доказательств наличия сознания у животных. Его ключевой аргумент заключается в том, что чувственность животных может быть не связана с сознанием, ведь и у людей процессы перцепции делятся на осознаваемые и неосознаваемые. В такой призме эксперименты, доказывающие способность животных к переживанию радости и горя никак не приближают нас к пониманию сознания.
Сегодня в изучении нечеловеческого сознания ученые опираются на косвенные доказательства. Эксперимент с зеркалом, разработанный в 1970 году Гордоном Гэллапом, считается классическим тестом на самосознание, но так же подвергается критике. Эксперимент заключается в помещении животного с видимой отметкой перед зеркалом. В таких условиях некоторые животные ведут себя будто перед ними находится другая особь и показывают социальное поведение: нападают, издают громкие звуки и так далее. Другие же – проявляют интерес к своему отражению и отметке, например, пытаясь стереть ее. Среди “узнающих себя в отражении” животных – макаки, шимпанзе, слоны и, неожиданным образом, рыбы чистильщики. По мнению некоторых исследователей, самосознание может быть маркером наличия сознания вообще, поэтому и рыбы фигурируют в справочнике к Нью-Йоркской Декларации.
Во многом такие выводы делаются по аналогии с человеческим опытом. Так, оказывается, что мы можем провести параллели между сном человека и дрозофил. Согласно исследованию 2023 года, и у тех, и у других есть две основные фазы сна: медленная и быстрая. С последней у дрозофил, как и у людей, связана функция когнитивной активации, что позволяет нам рассуждать о фундаментальном сходстве наших когнитивных процессов.
Тем не менее, исследователям только предстоит узнать об универсальных маркерах сознания, и, безусловно, глобальные выводы сейчас преждевременны. Кажется, что сейчас мы можем только предполагать, “каково быть летучей мышью”. Глубинная разработка методов погружения в проблему нечеловеческого сознания происходит только теперь (в том числе на конференции в Катманду!).
Редакция нашего портала еще вернется к тематике непальской конференции.
Текст: Эмилия Биккулова
Andrews, K., Birch, J., Sebo, J., and Sims, T. (2024) Background to the New York Declaration on Animal Consciousness. nydeclaration.com. Nature 629, 14-15 (2024) doi: https://doi.org/10.1038/d41586-024-01144-y