Опыт помогает птицам мигрировать

21 марта 2024

Международная команда ученых проанализировала темпы миграции белых аистов. Оказалось, что чем старше аист, тем меньше времени он тратит на исследование новых мест. Опираясь на пространственную память, животные ищут кратчайшие пути к более теплым местам. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Christian Ziegler

Ученые давно установили, что на миграцию животных влияют их генетические особенности и социальное взаимодействие. Теперь американские и немецкие исследователи решили выяснить, какую роль в миграции играет собственный опыт особей. Для этого они отследили пути миграции более 250 белых аистов (Ciconia ciconia) в 5 ареалах на юге Германии и Австрии в период 2013–2020 гг. Также исследователи измерили время и темп перемещения отдельных особей и оценили количество энергии, используемой аистами во время полета.

Оказалось, что молодые аисты тратили много времени и сил на исследование новых мест. С возрастом миграция птиц ускорилась — пожилые аисты перестали изучать окружающую среду. Вместо этого они перемещались быстрее и тратили энергию преимущественно на перелет с одного места на другое.

«Ландшафты, по которым перемещаются животные, сложны и динамичны. Это требует от них изучения того, где и когда возникают благоприятные условия, облегчающие передвижение, и как их эффективно использовать», — рассказала Эллен Айкес, ведущий автор исследования из Университета Вайоминга.

Во время весенней миграции аисты изобретали новые кратчайшие пути. По словам ученых, это предполагает опору особей на пространственную память, приобретенную в процессе прошлых миграций. По словам исследователей, собственный опыт животных — это дополнительный механизм, помогающий им в миграции.

Текст: Ксения Земскова