Что особенного в мозге прокрастинатора?

Найти причину, почему некоторые предпочитают откладывать дела на потом – такая задача стояла перед исследователями из Рурского университета. Учёные с помощью МРТ определили две области головного мозга, объем и функциональная активность которых связана с самоконтролем. Результаты исследования команда сотрудников кафедры биопсихологии Рурского университета опубликовала в журнале Psychological Science.

Credit: Neurosciencenews.com


В исследовании приняли участие 264 женщины и мужчины. Ученые определили с помощью МРТ объем отдельных участков головного мозга и функциональную плотность нейронных связей между ними, а также попросили самих участников исследования оценить уровень самоконтроля. Всего «зонами интереса» стало 42 участка головного мозга: 34 области коры и 8 подкорковых областей на каждое полушарие.

Зоны интереса исследования. Credit: Schlüter et al


У тех, чья воля оказалась низкой, выявили увеличенное миндалевидное тело, причем, его функциональная связь с дорсальной частью передней поясной коры (дорсальная ППК или dACC) была слабее. В других исследованиях, например, в этом, исследователи уже показывали, что эти два участка сильно связаны с тем, насколько хорошо человек умеет себя контролировать.

Миндалевидное тело отвечает за оценку результатов каких-либо действий и предупреждает о возможных негативных последствиях конкретных ситуаций. Дорсальная часть ППК анализирует эту информацию и отбирает те модели поведения, которыми затем мы будем руководствоваться – более того, именно она, подавляя эмоции и альтернативные варианты развития событий, формирует убеждение в том, что те или иные действия будут успешными.

Связанные в прокрастинации области: миндалевидное тело (amygdala) и дорсальная часть передней поясной коры (dACC). Credit: Schlüter et al.


Самоконтроль снижается, когда связь между миндалевидным телом и дорсальной частью передней поясной извилины ослабляется. Это та теория, к которой авторы в итоге пришли.

«Те, кто сильно переживает по поводу негативных последствий своих действий, сомневается и откладывает дела на потом, имеют больший объём миндалевидного тела, – предполагает Эрхан Генч (Erhan Genç), руководитель исследования. — Эти страхи и опасения возрастают на фоне слабой функциональной связи между миндалиной и дорсальной частью ППК, так как не происходит регуляции негативных эмоций и генерации альтернативных вариантов развития ситуации».

Можно ли улучшить контроль над своими действиями за счёт специальных упражнений или стимуляции головного мозга? На этот вопрос исследователи попытаются ответить в следующих работах.

«Самоконтроль, наряду с физическим и психическим здоровьем, влияет как на личные достижения, так и на успех в профессиональной сфере. И роль нервной системы в этих аспектах ещё только предстоит изучить», – резюмируют авторы.

 


Текст: Анна Морозова

The Structural and Functional Signature of Action Control by Caroline Schlüter, Christoph Fraenz, Marlies Pinnow, Patrick Friedrich, Onur Güntürkün, and Erhan Genç in Psychological Science. Published August 17 2018.

doi:10.1177/0956797618779380

 

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтактеЯндекс-Дзен и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.