Прослушивание любимой музыки – одно из видов развлечений, которое всегда приносит положительные эмоции. Более того, исследователи говорят и о том, что оно может оказаться полезным для мозга, и в особенности для стареющего. Опубликованное в Scientific Reports исследование показывает, что избранные любимые композиции можно использовать для поддержания или восстановления когнитивных функций у пожилых людей.
Credit: public domain
Музыка в последние годы все чаще рассматривается в качестве инструмента для когнитивной реабилитации стареющего мозга. Предполагается, что с ее помощью можно поддерживать или даже восстанавливать когнитивные и/или эмоциональные функции. Во время прослушивания музыки активируются функционально связанные области слуховой сети и дофаминергической системы, также известной как система вознаграждения: в частности, медиальная префронтальная кора (medial prefrontal cortex, mPFC), дорсальное и вентральное полосатое тело. Области системы вознаграждения считаются ответственными за управление мотивацией, а также участвуют в определении ассоциаций между стимулами и их субъективной ценностью.
Несмотря на то что взаимосвязанная активность вышеуказанных областей во время прослушивания музыки установлена, довольно немногое известно о том, как она модулируется при условии, что музыка оказывается знакомой и выбирается человеком самостоятельно.
Исследователи из Северо-Восточного университета (США) опубликовали первые результаты эксперимента с функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ) до и после продолжающегося музыкального вмешательства (music-based intervention, MBI) у пожилых людей без нарушений когнитивных навыков. MBI – это терапевтические стратегии с использованием музыки. Их можно классифицировать как рецептивные, если они в первую очередь сосредоточены на прослушивании музыки, или интерактивные, если они предполагают активное участие в деятельности по созданию музыки.
В эксперименте приняли участие 16 добровольцев, возраст которых в среднем составил 66 лет. В выборе участников исследователи пользовались несколькими критериями. Испытуемые допускались к участию в эксперименте, если они: 1) достигли возраста более 50 лет; 2) успешно прошли МРТ скрининг; 3) проверка их слуха показала не более чем легкую потерю слуха.
Использованный в исследовании подход к MBI персонализировали: каждый участник встречался и беседовал с сертифицированным музыкальным терапевтом, который помогал с составлением плейлиста. Плейлист участников состоял из композиций таких известных и популярных в США исполнителей, как The Beatles, Брюс Спрингстин и другие, а также включал заранее выбранное сочетание классических произведений, поп- и рок-песен, и новых композиций, созданных Хьюбертом Хо, адъюнкт-профессором музыки.
В каждом испытании участникам сначала предъявляли музыкальный стимул, а затем давали задание оценить, насколько знакомой им показалась музыка и насколько она им понравилась. Каждый слуховой стимул относился к одной из следующих трех категорий: музыка, выбранная самим участником; музыка, выбранная исследователем, включая хорошо известные отрывки, охватывающие несколько музыкальных жанров; и новая музыка, охватывающая несколько жанров.
Исследователи обнаружили, что музыка создала слуховой канал к центрам вознаграждения и в особенности избирательно действовала на mPFC. Этот слуховой канал к системе вознаграждения считается эволюционной основой роли музыки в социальных связях. Примечательно, что именно mPFC считается одной из тех областей, которые теряют свою активность и функциональные связи у стареющих взрослых, особенно у людей с деменцией, а также у людей с психиатрическими заболеваниями (депрессией, шизофренией).
Музыка, которая была и знакомой, и любимой, как правило, больше активировала слуховые зоны и зоны вознаграждения. Однако музыка, которую участники выбрали сами, обеспечила еще более сильную функциональную связь между этими двумя областями. Исследователи предполагают, что именно это явление может быть центральным механизмом того, какие изменения происходят в мозге, когда мы слушаем музыку.
В выводах к исследованию авторы отмечают, что эта работа – лишь первая часть из серии подобных. Ученые все же указывают на то, что поставленный ими опыт нельзя считать рандомизированным и контролируемым, поэтому результаты можно объяснить и зависящими от времени изменениями, которые не связаны с прослушиванием музыки. Тем не менее в защиту своей работы авторы отмечают, что, во-первых, спонтанное усиление связей в изучаемых областях без целенаправленного вмешательства для людей пожилого возраста не характерно. Во-вторых, учитывая, что связность слухового вознаграждения – это относительно хорошо зарекомендовавший себя набор гипотез из предыдущих исследований, исследователи ожидают, что наблюдаемые здесь изменения указывают на продолжительные эффекты именно от прослушивания музыки.
Национальные институты здоровья США (NIH) в настоящее время продвигают собственные инициативы в области музыкальной терапии. Специальная группа уже сформировала рекомендации о том, как люди в возрасте 50 лет и старше могут включить музыку в свою жизнь для улучшения психического здоровья. Исследователи пытаются разработать новые методы лечения, чтобы использовать преимущества ритмических свойств музыки и ритмических свойств мозга.
Текст: Анна Удоратина
Longitudinal changes in auditory and reward systems following receptive music-based intervention in older adults by Milena Aiello Quinci et al. in Scientific Reports. Published July 2022.
DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-022-15687-5