За речь отвечают разные зоны мозга: новые детали 

22 марта 2024

Области мозга, ответственные за речь, обычно определяются с помощью методов нейровизуализации как в исследовательских, так и в клинических условиях. Однако в нейрохирургических целях такие функции обычно выявляются с помощью прямой электрокортикальной стимуляции мозга. Ученые из Медицинской школы Гроссмана Нью-Йоркского университета подтвердили, что двигательная активность (губ, языка, голосовых связок) и планирование того, что скажет человек, происходят в совершенно разных областях мозга. Исследование опубликовано в журнале Brain.

Creditpublic domain


Картирование мозга – метод, позволяющий получить представление о местонахождении отдельных функций коры головного мозга. Некоторые его функции (например, движение различными частями тела, сенсорная обработка, восприятие речи и тд.) имеют определенные корковые представительства. Раздражение тех или иных участков коры проводится электрическим током нарастающей интенсивности (чтобы избежать повреждения), что приводит к определенному ответу, по которому нейрохирург и нейрофизиолог могут судить о расположении, размере и конфигурации функционально значимых зон. 

Последние имеют значительные индивидуальные особенности, в особенности на структурно или функционально измененном мозге (например при опухолевом процессе, или в результате длительного течения эпилепсии). Выявление границ этих зон позволяет уменьшить вероятность послеоперационных осложнений, которые способны инвалидизировать пациентов после нейрохирургических операций (парезы, параличи, нарушения речи и прочее). Картирования можно производить во время операции, либо через установленные субдуральные электроды в состоянии полного бодрствования. 

В новом исследовании ученые проанализировали записи картирования мозга 20 пациентов в возрасте от 14 до 43 лет с рефрактерной или фармакорезистентной эпилепсией. Во время картирования кора головного мозга стимулируется, пока пациенты выполняют речевые задачи, такие как автоматическое произнесение речи, визуальное/слуховое называние и завершение предложения. Уникальность исследования заключается в измерении и анализе временных интервалов длительностью менее двух секунд, в течение которых начинается стимуляция мозга, а речь становится невнятной и в конечном итоге прекращается. Авторы отмечают, что в предыдущих работах ученые не измеряли такие задержки напрямую, а вместо этого полагались на поведенческие наблюдения, чтобы определить, какие области мозга участвуют в определении того, может ли пациент продолжать говорить после стимуляции коры.

Ученые заметили, что более короткие задержки в речи связаны с двигательными прерываниями речи в сенсомоторной коре, а также с остановкой речи в надмаргинальной извилине и верхней височной извилине. Напротив, более длительные задержки были связаны с остановкой речи в вентральных частях прецентральных и постцентральных извилин в сенсомоторной коре и в нижней лобной извилине. Эти результаты позволяют предположить, что стимуляция определенных нейронных областей прерывает разрозненные процессы речевого моторного контроля, при этом исполнение и планирование происходят в отдельных областях сенсомоторной коры. 

Данные исследования подтверждают прошлые результаты многочисленных исследований, в которых сообщалось об остановке речи в двух основных областях коры, включая сенсомоторную кору и нижнюю лобную извилину. Поскольку наиболее часто сообщаемое место остановки речи – прецентральная извилина, исследование подчеркивает, что большинство прерываний речи в этой области не были остановкой речи как таковой, поскольку установлено, что они носят двигательный характер. 

Среди новых результатов исследования также можно отметить то, что задержка между электрической стимуляцией и возможной потерей способности говорить оказалась разной в разных областях мозга.

«Наше исследование дополняет доказательства роли моторной коры головного мозга и нижней лобной извилины в планировании речи и определении того, что люди собираются сказать, а не просто в произнесении слов с помощью голосовых связок или произнесении слов посредством движений языка и губ», — говорят авторы.

Ученые убеждены, что определение миллисекундных временных интервалов или задержек между электрической стимуляцией в частях мозга и нарушением или невнятностью слов и возможной неспособностью говорить можно использовать, чтобы лучше понять, как работает человеческий мозг и какие роли играют различные области мозга в процессе человеческой речи.

Среди следующих шагов команды – оценить закономерности задержки в других частях мозга, чтобы определить, играют ли они роль в более тонких функциях планирования речи или физического произнесения звуков и слов. Авторы также хотят выяснить, могут ли модели задержки раскрыть механизмы речевой обратной связи в реальном времени, измеряя, сколько времени требуется пациентам для исправления вынужденных ошибок. Это, по их словам, может дать представление о том, как люди используют звук своего голоса, чтобы контролировать его звучание.


ТекстВиктория Киричок

Timing and location of speech errors induced by direct cortical stimulation by Heather Kabakoff et al, Brain (2024). DOI: 10.1093/braincomms/fcae053