«Каждый понимает по-своему» с точки зрения нейронаук

16 апреля 2019

Финские ученые из Университета Аалто выяснили, что слушатели аудиокниг (и вообще аудио) воспринимают одинаковую информацию совершенно по-разному. В исследовании использовалась функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ). Работа опубликована в журнале Brain and Behavior.

Public Domain


В ходе эксперимента 16 человек слушали аудиокнигу авторства профессора Ииро Яскелайнена (Iiro Jääskeläinen) в условиях фМРТ – функциональной магнитно-резонансной томографии, которая позволяет опосредованно измерять активность различных зон мозга. После первого сеанса участники вновь прослушивали запись, но уже частями по 3-5 секунд, после чего их попросили перечислить слова-ассоциации, которые они могли сформулировать в этот момент.

Выяснилось, что даже простая фраза вроде «подошел к двери спальни» вызывала у разных людей совершенно разные образы. Одни могли думать «предметно» вроде «дверная ручка-комната-кровать», а другие участники вспоминали свой дом и любимые сериалы.

Полученные списки слов анализировали с помощью семантической сети, то есть информационной модели какой-либо предметной области. В этом случае слова представляют собой ячейками «дерева», а взаимоотношения между ними визуализируются через соответствующие линии. В качестве примера ученые представляют близость друг к другу слов «собака», «собачий»«спаниель» и дальность друг от друга слов «собака» и «подводная лодка».

На основании полученных данных ученые сделали вывод, что схожие слова в семантической сети фактически показывают схожесть мозговой активности участников эксперимента, особенно в области между височной и теменной долей – отделом, важным как для понимания языка, так и для анализа пространства.

«Вместо того чтобы сосредоточиться на отдельных высказываниях, в исследовании изучалось сходство в мозговой деятельности по отношению к большому количеству информации, — рассказывает Яскелайнен. В будущем будет интересно посмотреть, вызваны ли такие результаты культурными или какими-либо личностными различиями».

В перспективе подобный метод сможет помочь в качественном измерении креативности и ее нейронной природы, а также различий в интерпретации мира людьми разных культур.


Текст: Алексей Гоян

Inferior parietal lobule and early visual areas support elicitation of individualized meanings during narrative listeningby Satu Saalasti, Jussi Alho, Moshe Bar, Enrico Glerean, Timo Honkela, Minna Kauppila, Mikko Sams, Iiro P. Jääskeläinen. Published April 2019 in Brain and Behavior.

doi:10.1002/brb3.1288

Как работает слуховая автокоррекция внутри мозга

Оказывается, в мозге существует функция «автокоррекции текста», причем, работает она также как и в телефоне – после получения сигнала. Об этом сообщают ученые из Нью-Йорка…

Восстановить потерянный слух

Если проблемы со слухом возникли в среднем ухе, то тогда их может решить слуховой аппарат. Если же начинают гибнуть волосковые клетки или идущие от них…

«Разделяй и властвуй»: как в мозге кодируются звуки

В эксперименте, посвященном тому, как мозг обезьян обрабатывает звук, команда нейробиологов и статистиков из Университета Дьюка обнаружила, что один нейрон может кодировать информацию о двух…

Всем выйти из сумрака! Утром и вечером мозг лучше реагирует на слабые визуальные стимулы

Немецкие учёные выяснили, что наш мозг лучше воспринимает слабые визуальные стимулы в сумеречное время, ранним утром или поздним вечером, а не днем. Работа опубликована в Nature Communications….

Высокую концентрацию внимания поддержали, показывая человеку реакции его мозга

Исследователи использовали интерфейс «мозг – компьютер» с демонстрацией на мониторе реакций мозга человека, чтобы узнать, возможно ли моментально и без тренировок снизить уровень умственной усталости….

Гиппокамп подсказывает слово

Международная команда из семи учёных, имеющих восемь аффилиаций из трёх стран на всех (включая лабораторию нейролингвистики Высшей школы экономики) показала, что гиппокамп, который обычно не…

Игра на фортепиано помогла китайским детям лучше различать звуки

Американские учёные нашли способ улучшить языковые способности детей — для этого оказалось полезным играть на фортепиано. Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the…

Интересный пациент. «Написано – понятно, услышано – нет»

В статье американских ученых, опубликованной в журнале Cognitive and Behavioral Neurology, кажется, удалось выявить (правда, на очень небольшой выборке) область, которая отвечает за обработку услышанных…