«Лучик» короны коронавируса вскрывает гемато-энцефалический барьер

Неврологические эффекты коронавируса, наверное, самая обсуждаемая  тема в неврологии 2020-2021 годов. Новые и новые исследования подтверждают: вирус может проникать в мозг. Но как именно он это делает? Работа, опубликованная в декабре 2020 года в журнале Neurobiology of Disease, показывает, что тот самый S-белок коронавируса, «лучик» его короны и открывает гемато-энцефалический барьер. Догадку ученых подтверждает и эксперимент.

Итак, что мы знаем об этих шипиках? Спайковый белок, играющий ключевую роль в распознавании рецепторов вирусом, образуется субъединицей S1, содержащей рецепторсвязывающий домен (RBD), и субъединицей S2. Он связывается с рецептором ACE2 (ангиотензинпревращающий фермент 2).

Что сделано в работе? Авторы работы поставили перед собой вопрос: могут ли как-то навредить частицы вирусного спайкового белка SARS-CoV-2 первичным микрососудистым эндотелиальным клетках головного мозга человека (hBMVEC).

Во-первых, используя посмертную ткань мозга, авторам удалсь показать, что ACE2 повсеместно экспрессируется в различных сосудах лобной коры разного размера.

Более того, экспрессия ACE2 в этих сосудах была повышена в случаях гипертонии и деменции. ACE2 также был обнаружен в первичных клетках HBMVEC, сохраненных в условиях клеточной культуры. Тем не менее, анализ жизнеспособности клеток показал, что ни S1, ни S2, ни усеченная форма S1, содержащая только RBD, не оказывали минимального влияния на жизнеспособность hBMVEC в течение 48-часового окна экспозиции. Все? Беспокоиться не о чем?

На самом деле, нет. Авторы пошли дальше и испытали S1-белком гемато-энцефалический барьер. Правда, не в мозге, а на чипе (помните, мы писалигод назад, что ГЭБ удалось воспроизвести на чипе – в технике микрофлюидики – весьма точно). И вот тут оказалось, что  действие этой субъединицы на эндотелиальные клетки способствует увеличению проницаемости гемато-энцефалического барьера.

«Представленные данные свидетельствуют о том, что спайковые белки SARS-CoV-2 вызывают провоспалительную реакцию на эндотелиальных клетках головного мозга, которая может способствовать изменению состояния функции ГЭБ. Вместе наши результаты являются первыми, которые показывают прямое влияние спайкового белка SARS-CoV-2 на эндотелиальные клетки мозга, тем самым предлагая правдоподобное объяснение неврологических последствий, наблюдаемых у пациентов с COVID-19», — резюмируют авторы.

Возникающий резонный вопрос, будет ли влиять на гемато-энцефалический барьер S-белок, который синтезируется в клетках при действии многих вакцин, в статье не обсуждается. Но, судя по тому, что массовых неврологических эффектов после миллионов вакцинаций подобными вакцинами не наблюдается, опасаться этого не стоит.

Buzhdygan, T. P., DeOre, B. J., Baldwin-Leclair, A., Bullock, T. A., McGary, H. M., Khan, J. A., … Ramirez, S. H. (2020). The SARS-CoV-2 spike protein alters barrier function in 2D static and 3D microfluidic in-vitro models of the human blood–brain barrier. Neurobiology of Disease, 146, 105131. https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.nbd.2020.105131