Обезьяны оказались способны к вдумчивому принятию решений

27 апреля 2023

Американские ученые продемонстрировали, что обезьяны, как и люди, способны к сложным размышлениям. Например, они умеют учитывать комбинации факторов. При этом приматы не импульсивно гонятся за первым доступным вариантом, а находят оптимальное решение, исходя из ограничений, затрат и последствий. Исследование опубликовано в журнале Nature Neuroscience, на русском об этом написал партнерский портал Inscience.News.

Исследователи, изучающие высшую нервную деятельность, задаются фундаментальными вопросами: каким образом мы мыслим? Что происходит в нашем мозгу, когда мы размышляем над сложными вопросами: например, куда поехать отдыхать или какой университет выбрать? Могут ли другие животные, например обезьяны, так же глубоко подходить к анализу какой-либо проблемы?

В 1979 году психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски предложили так называемую теорию перспектив, которая описывает, как люди выбирают между вариантами с известными рисками и ограничениями. Авторы выявили две системы мышления: быструю, которая происходит автоматически и бессознательно, и гораздо более медленную, когда сознание, используя логическую аргументацию, выбирает из предложенных вариантов оптимальный. Такое «медленное» мышление долгое время считалось присущим исключительно человеку. Однако новое исследование ученых из Питтсбурского университета опровергает этот факт.

Исследователи предложили обезьянам решить «задачу о рюкзаке». Она звучит так: вор пробрался в ювелирный магазин. У него есть довольно вместительный рюкзак. А в ювелирном магазине дорогие вещи, которые можно в него положить. Однако лямки рюкзака выдерживают четыре килограмма, не больше. Из ювелирных товаров вора привлекли три вещи: колье стоимостью 4 тысячи долларов и весом четыре килограмма, кольцо за 2,5 тысячи долларов, весящее один килограмм, и подвеска за 2 тысячи долларов, которая весит три килограмма. Нужно выбрать вещи наибольшей общей стоимости и не забывать про ненадежные лямки рюкзака. Эта задача хорошо знакома программистам, изучавшим динамическое программирование. Компьютерные технологии позволяют решить эту задачу для разнообразного количества предметов и рюкзаков различной вместительности. Ведь задача кажется простой, потому что из трех вещей можно составить всего восемь комбинаций, но стоит добавить один предмет 一 и их станет 16, а для пяти вещей комбинаций будет уже 32.

В эксперименте участвовали два самца макак-резусов (Macaca mulatta). Исследователи адаптировали для них «задачу о рюкзаке». В качестве предметов они использовали 11 изображений, каждое из которых связывали с определенным количеством угощения 一 таким образом для обезьян создавали ценность объекта. Затем с помощью сенсорного планшета ученые им показывали случайную комбинацию пяти изображений. Когда макака сделала выбор, картинка подсвечивалась, а виртуальный рюкзак внизу экрана заполнялся. Животных награждали в зависимости от ценности предложенных решений.

Ученые обнаружили, что результативность и время размышления зависело от сложности задачи, а также что решения обезьян полностью совпадали с ответами, которые дал компьютерный алгоритм, созданный специально для подобных задач.

«Результаты этой работы проливают свет на столетия дискуссий о теориях дуального мышления, структуре мыслей и нейробиологической основе интуиции и рассуждений», — рассказал Уильям Штауффер, ведущий автор исследования из Медицинской школы Университета Питтсбурга.

Текст: Евгения Субачева