Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 188: как новизна влияет на запоминание?

Наш мозг умеет различать разные типы новизны, с которыми мы сталкиваемся. Ученые провели эксперимент, в ходе которого выяснили, как мозг разделяет новую информацию на типы и далее обрабатывает в разными нейронами. Это исследование, подробности которого опубликованы в журнале Nature,проливает свет на то, как гипоталамус воздействует на наше познание. 

Credit: www.nature.com 


Два пути информации

Вы когда-нибудь задумывались, почему новая информация запоминается лучше, чем старая? Существует даже такая мнемотехника: «соедини обычные слова, которые нужно запомнить, в нетривиальное и новое сочетание-историю». Это правило замечательно работает, позволяя школьникам запоминать словарные слова, а историкам – фактические данные.

Видимо, в нашем мозге что-то меняется при обработке новой информации. И раз мы лучше запоминаем такую информацию, значит, меняться что-то должно на уровне гиппокампа – структуры мозга, которая считается ответственной за переход наших воспоминаний в долговременное хранилище.

Ученые решили исследовать, как мозг обрабатывает новую информацию. Они выяснили, что для мозга есть разница в том, что именно нового в этой информации. Исследователи разделили новизну на два типа: контекстуальную (то есть когда меняется что-то в окружающей среде) и социальную (когда меняется что-то в тех объектах, с которыми мы взаимодействуем).

Основная зона мозга, которая определяет, является ли информация новой или нет – это супрамаммилярные ядра (SuM) гипоталамуса. Они представляют собой своеобразный хаб новизны в нашем мозге. SuM реагируют на новую информацию, определяют ее тип и посылают в соответствующие зоны мозга. При этом при контекстуальной новизне SuM активирует один нейронный путь, а при социальной новизне – другой. Во всех случаях нейроны SuM при постоянном предъявлении одинаковых стимулов уменьшали свою активность, что свидетельствовало о привыкании.

У ученых возник вопрос: если разная новая информация активирует разные нейронные пути, то куда идет сигнал из супрамаммилярных ядер? Чтобы ответить на этот вопрос, они следили за несколькими нейронами живой генетически модифицированной мыши (метод называется «single-unit recording», когда происходит регистрация отдельных нейронов мозга). Исследователи ввели в мышь аденоассоциированный вирус (AAV). Он не вызывает инфекционного заболевания, в этом случае он лишь спровоцировал появление флуоресцентных протеинов в супрамаммилярных ядрах. Путешествие этого протеина по мозгу позволило отследить, куда же направляются аксоны SuM с информацией о новизне.

Оказалось, что пунктов назначения два – в зависимости от типа новизны.

В маленькую область гиппокампа CA2, которую часто игнорируют из-за небольшого размера, шли сигналы о социальной новизне. В зубчатую извилину – зону гиппокампа (GD), которая известна тем, что в ней рождаются новые нейроны, приходила информация о контекстуальной новизне.

Credit: www.nature.com 


Как исследовать научение у мышей?

Как же создать у мышей ощущение новизны, да еще и разного типа? Для этого ученые решили применить оптогенетику, освещая аксонные окончания в зубчатой извилине и области CA2 гиппокампа. Ощущение контекстуальной новизны они создавали при помощи лабиринта. В лабиринте были различные ориентиры на стенках, которые мыши могли использовать для навигации. Мышь три раза путешествовала по лабиринту, после чего время, необходимое для поисков выхода, существенно уменьшалось. Это означало привыкание – мышь изучила и запомнила новый лабиринт. В этот момент некоторым мышам освещали окончания аксонов SuM, которые, как мы выяснили, находятся в зубчатой извилине.

Затем ученые изменяли уже знакомый лабиринт (контекст), располагая в нем другие подсказки и ориентиры. Мыши из контрольной группы демонстрировали увеличение времени на исследование лабиринта при такой контекстуальной новизне. Однако, у мышей с освещенными аксонами супрамаммилярных ядер в зубчатой извилине такой реакции не возникало. Для них это как будто был тот же самый лабиринт. Как только воздействие светом завершалось, эти мыши могли вновь воспринимать контекстуальную новизну.

Для оценки социальной новизны ученые подкладывали к исследуемой мыши другую, новую мышь. Засекалось время, в ходе которого грызун изучал нового жителя его клетки. Приблизительно через час ситуацию изменяли: мышам подкладывали либо новую мышь, либо ту же самую. При этом стимулировались уже известные нам зоны – DG и CA2.

Оказалось, что у тех мышей, у которых стимулировалась область CA2, была нарушена социальная память. Эти мыши вновь показывали высокий уровень социального контакта, будто заново исследовали нового друга (даже если он оставался прежним). Это позволило предположить, что нейронный путь от супрамаммилярных ядер к CA2 может изменять наше поведение, связанное с социальной новизной, но не контекстуальной.

Ученые делают попытку объяснить такую избирательность супрамаммилярных ядер к новой информации. Такое «разделение обязанностей» может быть обусловлено тем, что зоны DG и CA2 связаны с совершенно разными, расположенными в разных местах, областями мозга.

С помощью трассировки нейронных связей удалось установить (хотя без статистической значимости, что важно), что нейроны зубчатой извилины в большей степени связаны с зонами, ответственными за вознаграждение, а также с моторными зонами. Область же CA2 имеет больше связей с паравентрикулярным гипоталамусом – зоной, которая чаще активируется при социальных контактах.


Текст: Никита Отставнов

Chen, S., He, L., Huang, A.J.Y. et al.A hypothalamic novelty signal modulates hippocampal memory. Nature586, 270–274 (2020).

https://doi.org/10.1038/s41586-020-2771-1

Во время фазы быстрого сна воспоминания записываются с помощью молодых нейронов

Гиппокамп – область мозга, в которой формируются новые воспоминания, и для этого критически важны как медленная, так и быстрая фазы сна. Кроме того, эта одна…

Вспомнить всё: как мыши вспоминали забытое при Альцгеймере

Куда деваются воспоминания при болезни Альцгеймера? Буквально за несколько лет при этой патологии человек может потерять не только картину прошлых событий, но и весь жизненный…

Генри Молисон. Жизнь, смерть и посмертное бытие человека без памяти

Для обычного человека вот уже 65 лет HM —  это Ee Величество Елизавета II, королева Великобритании и, номинально, еще пятнадцати стран с 1952 года. Однако…

Глубокая стимуляция мозга влияет на память

Ученые из США провели эксперимент по глубокой стимуляции (DBS) задней поясной извилины у пациентов с эпилептическими припадками. Оказалось, что стимуляция в процессе запоминания слов приводила…

Как во сне улучшить память?

Исследователи HRL Laboratories опубликовали результаты, показывающие, что направленная транскраниальная электростимуляция во время медленного сна может улучшить метапамять определенных эпизодов почти на 20 процентов после лишь…

Как возрастные изменения восприятия связаны с памятью?

Почему с возрастом наши когнитивные функции ухудшаются? На этот вопрос попытались ответитьисследователи из Центра долголетия Техасского университета в Далласе и опубликовали свои выводыв журнале eNeuro. Они…

Как мозг помнит, куда вы направляетесь

Ученые из Китая, Германии и Норвегии определили нейронные механизмы процесса пространственного ориентирования. Исследователи опубликовали результаты эксперимента в журнале Science Advances. Тест в виртуальном пространстве на нахождение объектов…

Как память возвращает нас в прошлое?

Представители одной из ведущих лабораторий мира по изучению памяти под руководством профессора Сусуму Тонегавы (Susumu Tonegawa), впервые обнаружившие энграммные клетки, сделали еще один шаг к…

Компьютерная модель помогла лучше понять устройство человеческой памяти

Мозг с точки зрения инженера – это большая сеть перекрывающихся цепей, где некоторые пути стимулируют активность, а другие подавляют ее. Исследователи из Окинавского института науки…

Найден ген хорошей рабочей памяти

Ученые из университета Рокфелера обнаружили ген, играющий важную роль в функциях рабочей памяти. Это ген рецептора Gpr12, который в большом количестве находится в таламусе. Благодаря…

Нейробиологи научились манипулировать памятью во сне

Памятью можно манипулировать, причём делать это во сне. С помощью оптогенетики корейские учёные из Института фундаментальных наук управляли нейронной активностью таламуса во время медленного сна,…

Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 145: как улучшить рабочую память

Опубликованное в журнале Science исследование посвящено рабочей памяти – временной активации нейронов гиппокампа, которая происходит, например, когда мы совершаем поездку по новому району или вспоминаем, как…

Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 146: волны в гиппокампе и память

Недавнее исследование, результаты которого были опубликованы в Science, показало ключевую роль определённого вида электрической активности – долговременных остроконечных пульсирующих волн – в клетках гиппокампа для…

Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 168. Как микроглия помогает нам забывать?

«Воспоминания о первом поцелуе были еще свежи в его памяти» – хорошо знакомый штамп из романтической литературы. Однако это не отменяет того, что сила ярких…

Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 71: новая глава в отношениях сна и памяти

Используя инновационную технологию NeuroGrid, учёные снова показали, что сон усиливает связь между двумя областями мозга, в которых формируются воспоминания: гиппокампом и корой. Credit: Image courtesy…

Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 94. Как мозг строит карты и запоминает их

Для того, чтобы запомнить какой-либо маршрут, мы обычно ищем некие ориентиры, запоминаем их и отталкиваемся в планировании дальнейшего маршрута от их расположения. Исследователи из Германии…

Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 97: ученые смогли переписать память без «вторжения» в мозг

Память о полученном страшном опыте позволяет избавиться от страха. О нейробиологических основах этого явления в журнале Science рассказали швейцарские исследователи. Они выяснили, что поведенческая терапия на основе нейронной…