Ученые из Финляндии исследовали, как на уровне мозга происходит интеграция отдельных элементов информации в семантическое представление объекта, и определили зоны, которые ответственны за то, что мы способны из деталей складывать нечто целостное. Подробнее об этом исследовании можно прочитать в статье в журнале Nature Communications.
Активность мозга во время угадывания понятия «лось». Сredit: Sasa L. Kivisaari
В соответствии с многими нейрокогнитивными описаниями семантической системы предполагается, что значение объекта может быть совокупностью мелких компонентов, называемых признаками. Признаки, на основе которых формируется значение объекта, предположительно, формируются в тех же регионах мозга, которые участвуют в их обработке и восприятии. Согласно этой точке зрения, во время предъявления этих признаков будет активироваться нейронный комплекс, который отвечает за распознавание объекта.
Авторы статьи выдвинули гипотезу, что в процессе анализа отдельных признаков объекта и его последующего узнавания происходит активация вентрального (переднего) потока переработки зрительной информации, особенно периринальной коры (PRC, корковая область медиальной височной доли, в которую входят поля Бродманна 35 и 36, где, как считается, происходит визуальный анализ объектов и объединение информации различных модальностей).
В исследовании приняли участие 18 человек, носителей финского языка, которые были правшами. Также испытуемых отбирали на основе отсутствия в анамнезе нарушений речи и неврологических заболеваний. Во время эксперимента каждому участнику предъявлялись подсказки по одной за раз, а после третьей подсказки испытуемому предстояло назвать объект, соответствующий этим характеристикам. Сам целевой объект не предъявлялся до или во время эксперимента. Также участникам не давалась обратная связь по поводу правильности называния объекта.
Подсказки организовывались следующим образом: первая говорила о наименее отличительном признаке, а последующие уже были основными характеристиками объекта. Такая процедура нужна для того, чтобы примерно все участники догадывались об объекте после третьей подсказки. Во время проведения эксперимента участники находились в фМРТ, при этом всего проводилось шесть сессий – по три за день (всего два дня).
По результатам эксперимента исследователи выявили следующие паттерны (характерные рисунки) активности мозга: левая средняя затылочная извилина, средняя височная извилина, нижняя и верхняя теменные извилины, супрамаргинальная (надкраевая) извилина и область затылочной коры головного мозга.
Таким образом, исследователям удалось подтвердить гипотезу о том, что семантика языка распределена посредством различных характеристик объекта и связана с вентральным потоком и, в частности, работой периринальной коры.
Новое исследование важно для того, чтобы в дальнейшем использовать полученную информацию для изучения различных психических и неврологических нарушений, которые связаны со сложностями понимания целого, основываясь на деталях.
Текст: Мария Богданова
Reconstructing meaning from bits of information by Sasa L. Kivisaari, Marijn van Vliet, Annika Hultén, Tiina Lindh-Knuutila, Ali Faisal, Riitta Salmelin in Nature Communications. Published February 2019.