Новое исследование напоминает, что музыка может очень просто «расшевелить» наш мозг. В материале, опубликованном Scientific Reports, говорится, что у пожилых людей, которые слушали некоторые из своих любимых музыкальных произведений, включая The Beatles, нейронные связи в мозге увеличивались. В частности, многопрофильная команда музыкальных терапевтов, неврологов и психиатров—гериатров обнаружили, что музыка устраняет разрыв между слуховой системой мозга и системой вознаграждения, — областью, которая управляет мотивацией.
Когда Пол Маккартни писал «Get Back», он никогда бы не смог предсказать, насколько полезной или актуальной станет песня для музыкальных терапевтов.
Припев песни — «Вернись туда, где ты когда—то был» — с таким же успехом мог бы звучать как призыв психотерапевта к пациенту с деменцией вспомнить далекое воспоминание. В новом исследовании Психея Луи, профессор музыки, руководитель проекта музыкальной визуализации и Лаборатории нейронной динамики, пытается сделать именно это.
«В музыке есть что-то такое, что обеспечивает функциональную связь между слуховой системой и системой вознаграждения, и именно поэтому музыка такая особенная (терапия — прим.переводчика) и способна задействовать наши, казалось бы, очень общие когнитивные функции, которые внезапно становятся очень активными у людей с деменцией, которые слышат музыку», — утверждает Луи.
Первоначальная идея этого исследования возникла из собственного опыта Луи, когда специалист играл музыку в домах престарелых. Луи вспоминает, как люди, которые не могли закончить предложение или мысль, внезапно гармонировали и подпевали песне, которую играл в этот момент специалист.
«Кажется, что музыка воздействует на мозг таким образом, который отличается от всего остального», — предположил исследователь.
Команда Луи попросила группу пожилых людей в возрасте от 54 до 89 лет из района Бостона слушать плейлист в течение часа каждый день в течение восьми недель, а затем записывать свою реакцию на музыку. Специалисты сканировали мозг участников до и после прослушивания, чтобы измерить их неврологическую реакцию.
Плейлисты были очень персонализированными и включали в себя сочетание песен, выбранных участниками самостоятельно, от The Beatles до Брюса Спрингстина, и предварительно подобранную смесь классических произведений, поп- и рок-песен и новых композиций, созданных Хьюбертом Хо, младшим преподавателем музыки в Northeastern. Затем участники оценивали каждую песню, основываясь на том, насколько она им понравилась и насколько она была им знакома.
«Самый важный урок, который мы извлекли от музыкальной терапии, заключался в том, что не существует универсального подхода к тому, какая музыка работает лучше всего», — поделился выводом специалист.
Исследователи обнаружили, что музыка, по сути, создавала слуховой канал непосредственно к медиальной префронтальной коре, центру вознаграждения мозга. Примечательно, что медиальная префронтальная кора «является одной из областей, которые теряют свою активность и функциональную связность у пожилых людей, особенно у людей с деменцией», — как комментирует Луи.
Музыка, которая была одновременно знакомой и очень нравилась, как правило, больше активизировала слуховую зону и зону вознаграждения. Однако музыка, которую участники выбирали сами, обеспечивала еще более сильную связь между этими двумя областями мозга. «Это может быть центральным механизмом того, какие изменения происходят в мозге, когда вы слушаете музыку и когда вы последовательно, настойчиво и вдумчиво слушаете музыку», — считают исследователи.
Национальный институт здравоохранения в настоящее время продвигает инициативы, связанные с музыкальной терапией, а Глобальный совет AARP по здоровью мозга недавно, в 2022 году, созвал дискуссионную группу для изучения доказательств влияния музыки на здоровье мозга. В конечном итоге группа сформировала рекомендации о том, как люди в возрасте 50 лет и старше могут включить музыку в свою жизнь для укрепления психического здоровья. По словам Луи, способность музыки успокаивать пожилых людей и людей с психическими заболеваниями хорошо задокументирована; но что менее известно, так это то, как и в какой степени музыка может помочь улучшить память, когнитивные способности и исполнительные функции.
«Это то, над чем мы работаем прямо сейчас, и я думаю, что в этом может быть что-то от того факта, что музыка — это искусство, которое развивается с течением времени», — делится Луи. «Например, вы слушаете ритм, а затем можете постукивать пальцами ног в такт этого ритма. Такого рода процесс задействует системы вознаграждения мозга и когнитивные системы таким образом, что это может быть полезно для долгосрочных когнитивных функций. Мы пытаемся разработать эти новые методы лечения, чтобы использовать преимущества ритмических свойств музыки и ритмических свойств мозга, — говорит Луи, — и настройка нейронных популяций на акустические сигналы музыки может быть полезна для улучшения когнитивных функций».
В России создание персонализированных терапевтических плейлистов для семей, где есть человек с деменцией, практикуется командой МузНИИ. Также в России существует Секция по работе с людьми зрелого возраста при Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов, которая периодически проводит дискуссии и практикумы по использованию музыки в гериатрии. Со слов Марии Пакош, участника обеих из вышеуказанных инициатив, интересно использование зарубежных рекомендаций, перевод этих рекомендаций и их дальнейших анализ с учетом специфических особенностей применения музыки, подходящих для людей зрелого возраста нашего русскоязычного пространства.
Текст: Мария Пакош
Milena Aiello Quinci et al, Longitudinal changes in auditory and reward systems following receptive music-based intervention in older adults, Scientific Reports (2022). DOI: 10.1038/s41598-022-15687-5