В Медцентре Дальневосточного Федерального университета совместно со специалистами Казанского Федерального Университета и клиники Мейо внедрили уникальную технологию по реабилитации пациентов со спинальной травмой с использованием технологии стимуляции спинного мозга
Оперирует Артур Биктимиров
В Медицинском Центре ДВФУ впервые в России внедрили уникальную технологию направленной хронической стимуляции спинного мозга (SCS – Spinal cord stimulation), с целью улучшения качества реабилитации пациентов с травмой спинного мозга. Университету объединить усилия врачей собственного медицинского центра со специалистами Казанского федерального университета и клиники Мэйо (Mayo Clinic, США) для хирургической и научно-исследовательской работы в этом направлении.
В небольшом клиническом исследовании приняли участие трое пациентов с осложненной спинальной травмой, которым был имплантировал эпидуральный нейростимулятор спинного мозга ниже уровня травмы. Исследователи хотели понять, как хроническая стимуляция спинного мозга может ускорить реабилитацию подобных пациентов и улучшить качество их жизни.
«На этом этапе помимо установки электродов на спинной мозг пациентов мы можем провести полную оценку и настройку параметров стимуляции для дальнейших исследований, – пояснила соавтор исследования, физиолог Алёна Милицкова, научный сотрудник КФУ – В ходе исследования мы оценим параметры «ответов» мышц, которые позволят нам индивидуально настроить программу стимуляции для каждого пациента. Установка этих стимуляторов должна помочь врачам лучше понять процесс реабилитации и даст шанс для пациентов с осложненной спинномозговой травмой».
Первые результаты уже обнадеживают.
Первый пациент, получивший травму в 2013 году, рассказал, что его врачи успела опробовать разные виды реабилитации, но успеха не достигли: обычно люди с такой травмой практически не встают. Он провел шесть лет в инвалидном кресле и уже свыкся с мыслью о своем положении. Тем не менее, после операции у него уже проявилась чувствительность в бёдрах.
Через две недели после установки нейростимулятора второй пациент отметил, что начал иногда контролировать движения в конечностях ниже уровня травмы уже на первых стадиях занятий с реабилитологами.
«После операции я восстановилась почти сразу, – заявила третья пациентка. – Такого вообще не бывало. Ранее я перенесла две операции и пролежала месяц в коме. А здесь многочасовая операция пролетела, как семь минут. На второй день я уже переворачивалась, могла сидеть и садилась в коляску. Это для меня сенсация! Во время тренировок у меня появился спастический синдром – это многое значит для меня».
Сами ученые тоже довольны ходом эксперимента.
«Мы находимся на пороге нейрореволюции, когда мы познаем принципы работы нашего мозга и учимся им управлять, – заявил врач-нейрохирург Медцентра ДВФУ, специалист по функциональной нейрохирургии Артур Биктимиров. – Использование инвазивной направленной нейромодуляции спинного мозга позволяет нам сделать еще один важный шаг в решении такой важной проблемы, как вертикализация и двигательная реабилитация пациента после позвоночно – спинальной травмы и дать такому парализованному пациенту дополнительную надежду на возможно более полное, максимальное восстановление».
Ведущий научный сотрудник КФУ и руководитель нейролаборатории клиники Мейо, Игорь Лавров рассказал:
«Работы нашей группы показали эффективность эпидуральной стимуляции спинного мозга в области поясничного утолщения для восстановления двигательных паттернов у животных и у больных с травмой спинного мозга. Важно отметить, что у пациентов с клинически полной травмой, у которых, реабилитационный потенциал минимальный и не позволяет проводить реабилитацию, стимуляция спинного мозга позволяет облегчать произвольные движения и открывает возможности для проведения двигательной нейрореабилитации».
По словам Артура Биктимирова, следующим этапом должно стать привлечение к работе специалистов а области интерфейсов «мозг-компьютер», для того, чтобы в будущем привязать уже используемые нейростимуляторы к активности моторной коры головного мозга и создать такие интерфейсы, которые позволят «обойти» поврежденный спинной мозг и заставить двигаться парализованные мышцы.
Подобные работы уже проводились на животных: например, в ноябре 2016 года в журнале Nature была опубликована работа, связавшая стимуляцию спинного мозга макаки за местом разреза нервных трактов и интерфейс «мозг-компьютер», считывавший сигналы моторной коры головного мозга. В результате ученым удалось полностью восстановить подвижность парализованной конечности.
Схема эксперимента в Nature
«Важно подчеркнуть, что параметры стимуляции, которыми мы стимулируем спинной мозг, не повторяют команды, которые идут из головного мозга, а именно активируют нейрональные цепи ниже травмы, что позволяет им правильно интерпретировать и выполнять команды головного мозга. В этом плане, спинной мозг – это не просто проводник команд, он сам участвует в организации движений. Его сегменты управляют мышцами, от которых зависит наше положения в пространстве, способность двигаться, также нейроны спинного мозга помогают нам воспринимать различные ощущения. Именно эта уникальная особенность спинного мозга и была использована для восстановления движений у больных с травмой в нашей работе», – объясняет Игорь Лавров.
Текст: Алексей Паевский