Улучшить вкус пищи можно с помощью дополненной реальности

Японские исследователи продемонстрировали, насколько визуальное восприятие пищи может видоизменять не только ожидания от нее, но и сам вкус. С помощью дополненной реальности они заставляли добровольцев ощущать выпечку более влажной или сухой, а кетчуп – более насыщенным или же водянистым. Результаты экспериментов ученые опубликовали в журнале Scientific Reports.

Схема эксперимента и гаджет, позволяющий формировать дополненную реальность. Credit: Yokohama National University


То, что вкус формируется не только лишь из информации от вкусовых рецепторов, которая поступает в наш мозг, но и при помощи запахов, вида еды, ее описания – давно уже не открытие для исследователей. Более того, этими знаниями активно пользуются маркетологи, например, в случае, когда хотят, чтобы вино лучше покупалось за бОльшую цену и было при этом субъективно вкуснее.

Исследования показали, что люди склонны ассоциировать кислую пищу и газированные напитки с более резкими формами и большей детальностью, а сливочные продукты и негазированные напитки – с более мягкими. В основе этого визуального восприятия лежит то, как свет отражается от объекта, то есть распределение яркости. Более ранние исследования показали, что вариации в распределении яркости влияют на то, насколько свежей кочанная капуста кажется людям на серии фото.

Но как именно влияют на вкусовой опыт небольшие цветокоррекции прямо во время еды – например, изменение контрастности пищи, ее яркости, глубины цвета? Это решили проверить исследователи из Национального университета Йокогама, которые провели эксперименты с использованием системы дополненной реальности (AR). Участники смотрели на то, что они едят, с помощью специальной системы, которая, в зависимости от серии эксперимента, меняла распределение яркости кусочка пищи от более мягких очертаний до более резких. В качестве экспериментальной еды взяли популярную в Японии выпечку баумкухен и ложку кетчупа.

Пример изменения распределения яркости баумкухена. Credit: Katsunori Okajima et al / Scientific Reports 2020


Пример изменения распределения яркости кетчупа. Credit: Katsunori Okajima et al / Scientific Reports 2020


Система позволяла управлять внешним видом продукта прямо во время употребления пищи. Опросы участников после показали, что меняются не только ожидания людей от пищи (более влажная или более сухая выпечка, более водянистый или более плотный кетчуп), но и реальное ощущение ее текстуры. Интересно что при этом сами вкусы (сладкий, соленый, кислый, горький, умами) изменениям восприятия не подвергались.

Теперь исследователи надеются разработать новую технологию обработки изображений, которая сможет изменять внешний вид любой еды в режиме реального времени. В конечном итоге они хотят использовать эти методы для количественной оценки всех способов, с помощью которых можно визуально повлиять на вкусовое восприятие, а также описать точные нейрональные механизмы этого феномена.


Текст: Анна Хоружая

Effects of varying the standard deviation of the luminance on the appearance of food, flavour expectations, and taste/flavour perception by Junya Ueda, Charles Spence & Katsunori Okajima in Scientific Reports. Published September 2020.

https://doi.org/10.1038/s41598-020-73189-8

Как мозг учится на негативном вкусовом опыте?

Исследователи из Университета Стони Брук на примере крыс и сладкого раствора показали, как изменяются связи в мозге, когда после приятного вкуса следует расстройство пищеварения. Они…

Как кишечник управляет нашими вкусовыми предпочтениями

Традиционно ученые считали, что брюшной отдел блуждающего нерва передает в мозг только информацию о работе желудочно-кишечного тракта. Исследователям Медицинской школы Icahn удалось открыть нейронную связь…

«Горькая правда»: почему мы любим горечь кофе

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Scientific Reports, люди, лучше ощущающие горький вкус кофе, склонны пить его больше. Ученые считают, что такая любовь к кофе генетически детерминирована….

Вам, гурманы!

Да, дорогие наши любители вкусной еды и хорошего вина, перед вами — ваш рабочий инструмент. Вкусовой сосочек языка. Розовым показаны вкусовые рецепторы, а желтым «просвечивают»— нервные…

Где скрывается пищевое отвращение

Новое исследование,  проведенное в университете Гренады и опубликованное в Experimental Brain Research, привело к пониманию того,  как формируется пищевое отвращение. Согласно выводам ученых, базально-латеральные ядра миндалевидного…

Голодные игры: иногда достаточно посмотреть на еду

Каждому из нас хоть раз приходилось объедаться, особенно за праздничным столом. Происходит это не столько из-за слабохарактерности, когда вы не в силах отказаться от вкусной…

Еда: двойное удовольствие и переедание

Во время приема пищи выработка дофамина в головном мозге запускается дважды: один раз непосредственно во время еды, а второй раз – когда наступило насыщение. Попытка…

Запах еды может регулировать рацион человека

Ученые выяснили, что запах фастфуда, если чувствовать его больше двух минут, снижает желание съесть нездоровую еду. Ради этого исследователи провели эксперимент, качественно регистрирующий реакцию голодных…

Как «сладкое» описание повышает винную привлекательность

Исследование потребителей вина, проведённое в Школе сельского хозяйства, продовольствия и вина Университета Аделаиды, показало, что описание винных характеристик имеет сильное влияние на потребительский выбор, причём,…