Икринки лягушек способы к обучению

Учёные Орегонского университета обнаружили необычную способность у лягушек-быков. Оказалось, что их эмбрионы, находясь в икринках, могут обрабатывать информацию об окружающей среде и использовать её после рождения. О том, как меняется морфология головастиков лягушек после имитации в водоеме запаха потенциального хищника и другие подробности работы, учёные рассказывают в журнале Oecologia.

Лягушки-быки  получили свое название за размеры и за поведение: для привлечения самок  самцы издают очень громкие позывные звуки, а в длину взрослые особи достигают 15-20 см, при весе от 600 до 900 грамм, за это они и получили своё название.  Эти земноводные отличаются особой способностью к адаптации в различных условиях окружающей среды. Они умеют повсеместно расселяться, при этом вытесняя другие виды. В выборе пищи лягушки-быки не церемонятся – они питаются любыми существами, которых могут проглотить: беспозвоночными, другими лягушками, рыбами и даже птицами.

Как происходит адаптация к окружающей среде до превращения в головастиков, учёные выясняли на эмбрионах вида Lithobates catesbeianus, обитающих в США водоеме штата Орегон. Икру лягушек-быков помещали в различные условия и следили за их дальнейшим развитием. В «родном» пруду соседей-рыб у эмбрионов не было. Первую группу поместили в обычную воду, вторую в воду с запахом неизвестного хищника – большеротого окуня, а третья находилась в воде с запахом окуня и раненых лягушек. Первая и вторая группы играли роль контрольных, тогда как для третьей создали имитацию стрессовой ситуации – появления хищника и жертв – сородичей. После вылупления икры герпетологи изучили поведение головастиков из каждой группы.

Оказалось, что эмбрионы умеют реагировать на изменения окружающей действительности и адаптироваться к ней в зависимости от условий. Так, головастики опытной, третьей, группы, которые побывали в «стрессовой» воде выросли длинными, по сравнению с другими сородичами их размер увеличился в среднем на 9%. Контрольные группы размерами не отличались, что говорит о ассоциативной адаптации, а не об единообразном обучении всех особей подряд. Интересно, что при изменения запахов во время эмбрионального периода и во время жизни головастика, также менялось и поведение земноводных. В таком случае головастики становились более осторожными, искали укрытия, пытались уравновесить две стратегии защиты — большой размер тела и осторожное поведение.

Являясь инвазивным видом, то есть угрожающим биологическому многообразию, лягушки-быки могут мешать распространению других видов земноводных, поэтому открытие учёных может помочь в регуляции их численности. К «отрицательным» достоинствам этого вида лягушек, помимо больших размеров и гастрономических предпочтений, добавилась еще и эмбриональная адаптация. Такой механизм приспособления делает лягушек почти неуязвимыми и одновременно опасными для биологического сообщества.

Текст: Екатерина Заикина

Источник: Embryonic learning and developmental carry-over effects in an invasive anuran.
By Tiffany S. Garcia, Jenny C. Urbina, Evan M. Bredeweg, Maud C. O. Ferrari