Маленький средний мозг в чашке Петри

Так часто бывает, что новости, появляющиеся совершенно независимо в разных научных журналах в одно время, очень дополняют друг друга. Не успели мы написать об успешном превращении астроцитов в дофаминергические нейроны чёрной субстанции страдающих болезнью Паркинсона, как вышла ещё одна статья  в журнале Stem Cell Reports с очень похожей работой учёных из Люксембургского университета. Исследователи выращивали нейроны из клеток кожи в чашках Петри и получили организованные структуры, похожие на средний мозг. А, как мы помним, именно в среднем мозге расположена чёрная субстанция, поражаемая болезнью Паркинсона.

brain-tissue-petri-dish-neurosciencneews

Крошечные образцы «среднего мозга из пробирки». Илл: Университет Люксембурга

Учёные из Люксембурга работали с индуцированными плюрипотентными стволовыми клетками, полученными из клеток кожи. Необходимые для превращения их в нужные типы клеток процедуры разработала Анна Монцель, один из авторов работы.

«Мне пришлось составить особый, точно подобранный коктейль факторов роста и определенный метод добавления их в стволовые клетки, так, чтобы они дифференцировались в нужном направлении», — так описывает свой подход Монцель.

В итоге плюрипотентные стволовые клетки в чашках Петри размножились и превратились в трехмерные структуры, образовав тканеподобные структуры.

«Наш последующий анализ этих образцов искусственных тканей показали, что они состоят из различных типов клеток, характерных для среднего мозга. Эти нейроны могут передавать и обрабатывать сигналы. Мы даже смогли обнаружить дофаминергические клетки – как в чёрной субстанции», – говорит Йенс Швамборн, руководитель исследования.

Авторы тоже планируют использовать свои «искусственные мини-мозги» для изучения и моделирования болезни Паркинсона.

Кстати, о «дополняющих» новостях. Любопытно, что чуть раньше в журнале Cell Reports вышла ещё одна работа о культурах нейронов «в пробирке». Учёные из Университета Бонна сумели получить культуру нейронов, на которой смогли разобраться, как развивается синдром Миллера-Дикера, лишающий мозг извилин.

Stem Cell Reports