Нейросентябрь в Nature

Мы продолжаем наш обзор нейросентября. И сегодня у нас один из самых авторитетных журналов в мире науки. Мы уже рассказали вам о том, что писали по нашей тематике в ScienceNeuron и Brain.  Теперь настала очередь еще одного авторитетного научного еженедельника – Nature. Итак, том 597, сентярь 2021 года.

Как водится, в месяц у Nature выходит четыре номера (крайне редко – пять). Начнем по порядку.

Выпуск 7875 от 9 сентября 2021 года.

В колонке из рубрики World View – интересная колонка о том, как масштабные фальсификации и прочие «косяки» психологической науки, а точнее – «низовой» бунт против этого позволяют современной психологии исправлять положение.

В обзорах других журналов – описание интересной работы в Current Biology о том, что какаду Гоффина входит в тот узкий клуб высокоразвитых животных, что может делать орудия труда.

Среди же научных статей нейротематике посвящена лишь две. Одна из них посвящена тому, как хроническая социальная изоляция заставляет дрозофил переедать (у этой статьи есть в Nature и популярное изложение). Другая же повествует, как гипоталамические дофаминовые нейроны мотивируют спаривание посредством постоянной сигнализацией циклоаминофосфатом. У мышей, конечно.

Выпуск 7876 от 16 сентября 2021 года.

Не обошлось в этом выпуске без некролога. Конечно, скончавшийся 27 августа нобелевский лауреат 1992 года Эдмонд Фишер не был нейроученым. Но открытые им принципы обратимого белкового фосфорилирования как механизма биологической регуляции, конечно же, важны для всех, кто изучает работу мозга и нервной системы на клеточном и молекулярном уровне. Фишер прожил 101 год – длинная, достойная, насыщенная жизнь.

Что же касается собственно научных статей, то можно отметить следующие.

Два рандомизированных контролируемых исследования демонстрируют способность текстовых поведенческих «подталкиваний» улучшать усвоение вакцин COVID-19, особенно когда они предназначены для того, чтобы участники чувствовали ответственность за свою дозу вакцины (статья  Open Acess, присутствует и популярное изложение).

Еще одна статья посвящена не очень освещенной в науке теме связи нервной системы и жировой ткани. Оказалось, нейро-мезенхимальные блоки контролируют ILC2 и ожирение с помощью схемы мозг – жировая ткань.

Выпуск 7877 от 23 сентября 2021 года.

В этом выпуске – только одна статья, имеющая отношение к нейронаукам и неврологии. Она посвящена обезболиванию.  Авторы установили, что MIPS521, положительный аллостерический модулятор рецептора аденозина A1, обладает обезболивающими свойствами в модели нейропатической боли у крыс благодаря механизму, с помощью которого MIPS521 стабилизирует комплекс между аденозином, рецептором и G-белком. Важная работа, потому что знание механизмов обезболивания поможет создать новые анальгетики без побочных явлений.

Выпуск 7878 от 30 сентября 2021 года.

В этом выпуске обращает на себя внимание интересный текст в разделе «Комментарии», который озаглавлен «Психическое здоровье: создание прогностических моделей для управления политикой»

Среди научных статей отметим текст о том, как генетическая и эпигенетическая координация регулируют развитие интернейронов коры головного мозга, а также очень важную для неврологов статью о клеточной оси «лимфоцит–микроглия–астроцит» при рассеянном склерозе.

Для всех, интересующихся клеточной биологией, мы не можем не отметить и новую коллекцию статей  группы Nature, посвященную стволовым клеткам.

Подготовил Алексей Паевский