Слизевики учатся сами и обучают «своих»

Есть такие простейшие — слизевики. Их особенность в том, что на определённой стадии жизненного цикла они имеют вид «слизистой» массы без твёрдых покровов – отсюда и название. А недавно французские ученые выяснили, что слизевик Physarum polycephalum, относящийся к типу миксомицетов, способен обучаться сам и обучать своих «соплеменников». Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the Royal Society B.

800px-Physarum_polycephalum_plasmodium

Плазмодий Physarum polycephalum

У слизевика, разумеется, нет мозга, но биологи выяснили, что он умеет адаптироваться к внешней среде, определять питательность пищи, выбирать самый короткий путь в лабиринте и демонстрировать другие умения. Теперь исследователи из Франции доказали, что, научившись не бояться соли, простейшее может научить этому и другого миксомицета.

Во время эксперимента биологи научили 2000 слизевиков не бояться соли. Миксомицету нужно было пересечь покрытый солью мостик, чтобы добраться до пищи. Одновременно с ними другие 2000 слизевиков делали то же самое, перебираясь по чистому мостику. А затем исследователи формировали 3 типа пар: из нескольких «опытных» слизевиков, нескольких «неопытных» и, конечно, смешанные пары. Оказалось, что простейшие из смешанной группы двигались так же быстро и уверенно, как и «опытные», и значительно быстрее «неопытных». Получается, они уже знали — соль для них не опасна.

Как же простейшие обмениваются информацией? Биологи установили, что это происходит благодаря тяжу — своеобразной трубочке, похожей на кровеносный сосуд. Она формируется между несколькими микроорганизмами в течении примерно трех часов.

И биологам, и слизевикам еще придется «попотеть»: теперь нужно выяснить, что представляет из себя информация, которой обмениваются Physarum polycephalum. И возможно ли перекрёстное обучение — например, если одно простейшее не боится хинина, а другое — соли, могут ли они обучить друг друга и сохранить оба вида информации? На эти вопросы еще предстоит ответить.

Текст: Любовь Пушкарская

Direct transfer of learned behaviour via cell fusion in non-neural organisms be David Vogel, Audrey Dussutour in Proceedings of the Royal Society B.

Published 21 December 2016.

DOI: 10.1098/rspb.2016.2382