Как обучать детей с аномалией черепа

8 августа 2023

Ученые провели исследование функциональной связности у здоровых детей, детей с СДВГ и краниосиностозом, врожденным отклонением в формировании черепа. Сравнение трех групп позволило выявить определенные отличия в функциональной архитектуре мозга, которое может пролить свет на то, каким образом стоит проводить коррекционное обучение для детей с таким диагнозом.

Creditpublic domain


Сфера нейрообразования включает в себя три основные направления: проверку старых образовательных форматов методами нейронаук, создание новых образовательных практик на основе фундаментальных знаний о мозге и разработку технологий для улучшения образовательного процесса. Все эти направления вовлекают разные аудитории, включая детей, взрослых и пожилых, как нейротипичных, так и имеющих определенные проблемы. Мы чаще всего пишем нейроновости о нейротипичных детях, однако периодически нам попадаются интересные статьи о коррекционном обучении детей, имеющих определенные отклонения.  

Краниосиностоз — одно из таких отклонений, проявляющееся при преждевременном закрытии швов черепа.  У детей края черепных костей мягкие, это позволяет им расти. Однако если край одной кости сросся с другим, рост в данном направлении прекращается. Из-за этого череп деформируется, появляется внутричерепная гипертензия (излишнее давление), что в конечном итоге приводит к нарушению развития тканей головного мозга. В среднем подобное отклонение встречается у одного ребенка из двух тысяч. 

В зависимости от того, какие швы срослись, выделяются разные типы краниосиностоза. Как видно на рисунке ниже, кости черепа соединяются при помощи швов, включая чешуйчатые швы (височная и нижний край теменной), венечные (теменная и лобная кости), сагиттальные (две теменные кости) и ламбдовидные швы (две теменные и затылочная кости). 

Creditpublic domain


Дабы устранить подобные деформации, как для предотвращения дальнейших нарушений в работе мозга, так и в эстетических целях, производится хирургическая коррекция деформации. К сожалению, она не позволяет исправить когнитивные нарушения, которые у детей с краниосиностозом наблюдаются в речевой, когнитивной и поведенческой сферах. Стоит подчеркнуть, что в половине случаев дети сохраняют нормальный интеллект, поэтому крайне важно правильно подойти к их обучению. 

Предыдущие исследования показали, что после такой операции у детей с корректированным саггитальным краниосиностозом наблюдаются симптомы, схожие с СДВГ. Ученые предположили, что раз когнитивные симптомы СДВГ и краниосиностоза близки, подростки после хирургической коррекции будут иметь схожий паттерн функциональной связности разных зон мозга. 

Чтобы проверить гипотезу, ученые наблюдали за 10 подростками с краниосиностозом, 10 подростками с СДВГ и 10 контрольными детьми одинакового возраста (~ 12 лет). Участники должны были в состоянии покоя с открытыми глазами проходить процедуру функциональной магнитно-резонансной томографии, после чего подсчитывалась функциональная связность разных зон мозга друг с другом. 

Ученые обнаружили отличия в следующих областях мозга:

  • Поле Бродмана 7 (BA7), связанное с визуально-пространственной обработкой;
  • Поле Бродмана 11 (BA11), связанное с принятием решений, когнитивной эмпатией, планированием;
  • Поле Бродмана 20 (BA20), связанное с высокоуровневой визуальной обработкой и узнаванием, долговременной памятью; 
  • Поле Бродмана 21 (ВА21), связанное с аудиальной и семантической обработкой и языком;
  • Поле Бродмана 31 (BA31), связанное со вниманием.

Creditpublic domain


Как видно из рисунка выше, у детей с краниосиностозом по сравнению с другими детьми проявилась повышенная связность между орбитофронтальной корой (BA11), правыми нижней височной извилиной (BA20) и средней височной извилиной (BA21), то есть в областях внимания и слуховой обработки.

У детей с СДВГ, напротив, наблюдалась меньшая степень связности в этих зонах. Полученные результаты кажутся вполне адекватными, ведь основными симптомами СДВГ считаются проблемы в произвольном управлении вниманием, планировании и принятии решений. 

При этом у детей с краниосиностозом фиксируются серьезные нарушения визуально-пространственных способностей, обусловленные низким индексом связности в зрительных областях — BA31, BA7, BA19, что проявляется в дефектах обработки изображений. 

Так как когнитивные симптомы СДВГ и краниосиностоза похожи, это исследование, демонстрирующее различия функциональной связи областей мозга, помогает несколько скорректировать предлагаемые образовательные методики. Так, детям с корректированным краниосиностозом лучше использовать аудиальную форму информации, чаще применять форматы рассказа, пересказа, истории, выступления, диктофонной записи, подкаста, игры, музыкального обучения. В то же время стоит максимально упростить используемые визуальные материалы, не перегружая этот канал восприятия. 

ТекстНикита Отставнов

Understanding the Learning Disabilities Linked to Sagittal Craniosynostosis by Raysa Cabrejo, et al in The Journal of Craniofacial Surgery. March 2019
DOI: 10.1097/SCS.0000000000005194