Как улучшить мозг. Выпуск 33: как улучшить мозг, а точнее – насколько это этично?

Как ни крути, каждый человек стремится к счастью. И далеко не последним составляющим этого счастья становится благосостояние. Поэтому любое стремление человека улучшить свои интеллектуальные способности в конечном итоге завязывается на улучшении качества его жизни. Отсюда и набирающие популярность различные способы улучшения когнитивных способностей искусственным путем. Но вместе с новыми технологиями появляются и новые этические проблемы. Рассуждение об этом опубликовано в журнале Frontiers in Neuroscience, и мы рассказываем о нем в новом выпуске рубрики «Как улучшить мозг».


Биоэтика – довольно спорная дисциплина, и зачастую правильных ответов на вопросы, которые она задает, просто не существует. Но иногда порассуждать над ними интересно, и авторы исходной статьи предлагают четыре примера, в которых использование искусственных вмешательств в организм человека с целью улучшения качества его жизни ставится под сомнение с точки зрения этичности такого вмешательства.

Пример первый. Использование нейротехнологий и психоактивных веществ для улучшения функций мозга

Использование транскраниальной электрической или звуковой стимуляции способно влиять на пластичность мозга, тем самым улучшая когнитивные функции. В этом же направлении работает вальпроевая кислота – препарат, который стандартно используют против эпилепсии, а также при лечении некоторых психических расстройств. Однако, возможно применение этого препарата и здоровыми людьми с целью улучшения своих когнитивных способностей путем стимуляции пластичности мозга.

Безусловно, у подобных методов есть немало побочных эффектов, однако помимо индивидуального риска встает вопрос и об этичности такого подхода в отношении общества. Ведь человек, который улучшит свои умственные способности путем искусственной стимуляции, возможно, таким образом улучшит и свое благосостояние, но будет ли это честным по отношению к людям, которые не имеют возможности использования каких-либо технологий? Вопрос остается открытым.

Пример второй. Использование препаратов метилфенидата и метамфетамина для улучшения умственных способностей у детей

Оказывается, и такое бывает. Современные родители зачастую очень тщательно подходят к воспитанию и стараются делать для своих детей все лучшее, что может помочь им в будущем. Сюда же относится и применение указанных препаратов, даже несмотря на то что достоверных данных об их действии, а также о побочных эффектах не имеется. Опять-таки встает вопрос, насколько верен такой подход, тем более в отношении детей, которые еще не способны сформировать свое личное мнение по отношению к данной проблеме.

Пример третий. Использование психоактивных препаратов для стирания или изменения памяти

Плохие мысли снижают качество жизни. Часто неприятные воспоминания из детства мешают человеку двигаться дальше и способствуют развитию различных проблем, касающихся отношения с обществом и видении себя в нем. Иногда полезно было бы забыть об этих тянущих на дно воспоминаниях, но насколько честно это будет и насколько вписывается в рамки современного социума?

Но, даже несмотря на то что постоянное вмешательство в процессы памяти имеет весьма сомнительный результат, многие люди действительно прибегают к подобным методам и пытаются забыть о некоторых моментах своей жизни с целью улучшения этой жизни в настоящем.

Пример четвертый. Улучшение качества жизни с помощью ампутации

Существует такая редкая болезнь, которая называется синдромом нарушения целостности восприятия собственного тела (Body Integrity Identity Disorder). При этом заболевании пациент чувствует себя некомфортно при наличии у него определенной части тела, зачастую конечности, она кажется ему чужой, ненужной, он всячески пытается от нее избавиться, часто нанося себе повреждения. Иногда такие люди даже притворяются инвалидами, которым ампутировали конечность.

Казалось бы, если провести таким пациентам операцию по ампутации мешающей им конечности, это значительно улучшит качество их жизни, однако снова встает вопрос, насколько это этично? Ведь ампутация – это необратимая операция, и кажется, что намного этичнее было бы лечить пациента от психического заболевания, чем использовать радикальные методы.

На самом деле, возникновение вопросов об этичности тех или иных способов вмешательства в организм человека остается неизбежным на текущем уровне эволюционного развития. Правда, не исключено, что на фоне стремительно развивающейся науки вскоре вопросы этики изживут себя, и каждый человек без особых проблем сможет создавать лучшую версию самого себя при помощи различных методов стимуляции мозга, и не только их.


Текст: Мария Гоглова

Nagel SK (2014) Enhancement for well-being is still ethically challenging. Front. Syst. Neurosci. 8:72. doi: 10.3389/fnsys.2014.00072

Выпуск 32: вопросы к стимуляции мозга электрическим током

Выпуск 31: контроль над разумом

Выпуск 30: существуют ли чертоги разума

Выпуск 29: обещанная награда усиливает межнейронные связи

Выпуск 28: нейроинтерфейсы для контроля себя

Выпуск 27: тренироваться, да не перетренироваться

Выпуск 26: программная статья

Выпуск 25: магнитная стимуляция против слуховых галлюцинаций

Выпуск 24: синестезия без синестезии

Выпуск 23: как «выжать» из сна максимум

Выпуск 22: этика интерфейсов «мозг-компьютер»

Выпуск 21: научный путь к чертогам разума

Выпуск 20: какой толк от постоянного тока

Выпуск 19: зачем нужен сон

Выпуск 18: химерный мозг

Выпуск 17: дети и стимуляция мозга

Выпуск 16: нейропротезы для воли

Выпуск 15: фМРТ-практики

Выпуск 14: стимуляция при эпилепсии

Выпуск 13: как электричество может снять боль?

Выпуск 12: что может медитация?

Выпуск 11: от человеческого мозга до мозга глобального

Выпуск 10: этические проблемы интерфейсов «мозг-мозг»

Выпуск 9: просоциальное поведение на фМРТ.

Выпуск 8: руки помощи.

Выпуск 7: почему IQ-тесты не всегда корректно работают?

Выпуск 6: что есть сознание и есть ли оно у интернета?

Выпуск 5: база данных ЭЭГ.

Выпуск 4: интерфейс «мозг-компьютер», прогресс за рамками определений.

Выпуск 3: магнитная стимуляция и поведенческая терапия.

Выпуск 2: как объяснить сознание.

Выпуск 1: нейропротезы замкнутого цикла.