Что происходит с мозгом через десять дней после стресса?

Ученые из Национального центра биологических наук в Бангалоре (Индия) установили, как однократное воздействие стресса может отразиться на мозге в будущем. По словам ученых, обычно последствия стресса изучают сразу после воздействия. Они же решили проследить отдаленные проявления и обнаружили, что лабораторные крысы начинали проявлять повышенную тревожность через десять дней после того, как их подвергли стрессу. Результаты исследования опубликованы в Physiological Reports.

phy213002-fig-0004

Оказалось, изменилась структура миндалевидного тела крыс: обнаружились новые синаптические связи, из-за которых  в этой области наблюдалась повышенная активность нейронов. А функции миндалевидного тела – это запоминание информации, формирование эмоций и принятие решений.

При детальном исследовании ученые выяснили: такие изменения происходили за счет участия NMDA-рецептора глутамата. Он играет ключевую роль в синаптической пластичности и способствует обучению. Исследователи попробовали «выключить» эти рецепторы. В таком случае новые синаптические связи в миндалевидном теле у крыс не формировались.

Ученые предполагают, что такие же изменения в мозге человека приводят к тяжелым эмоциональным переживаниям спустя некоторое время после стресса.

Текст: Любовь Пушкарская