Как улучшить мозг. Выпуск 41: что такое «хорошо»?

Многие исследователи обсуждают, как стимуляция мозга, фармакология и тренировки могут улучшить работу мозга. Но как определить это самое улучшение и в чем оно будет заключаться? Этому вопросу посвящена статья Стефана Шлейма, опубликованная в Frontiers in Systems Neuroscience.

Илл: Stockvault.Net


Специалисты по этике считают: такие процедуры «улучшают мозг», только если они вызывают изменения в биологии или психологии человека, которые повышают шансы жить хорошо в соответствующих обстоятельствах. Причем улучшение происходит до тех пор, пока приводит к повышению благосостояния или качества жизни человека. (Савулеску и соавт., 2011). Эта и подобные публикации поднимают важные вопросы – например, кто определяет благополучие и как его достичь.

В большинстве экспериментов используются нейропсихологические тесты. Они разработаны, чтобы выявить психологические нарушения – внимания, обучения, памяти и т. п. Но ссылаться на них в дискуссии о совершенствовании человека проблематично: то, что тесты можно использовать в клинике, не гарантирует их полезности за её пределами. Более высокие результаты тестов не обязательно отражают более счастливую и полноценную жизнь. Появляется риск заблуждения ­– нельзя определять клинический эффект как общее благополучие.

ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) рекомендуют измерять субъективное благополучие на основании удовлетворенности жизнью, влияния и уровня счастья. Каждый из пунктов в свою очередь включает три категорий: доход, здоровье и удовлетворение от работы; гнев, беспокойство, и счастье; компетентность, самостоятельность, смысл и цель (ОЭСР, 2013). Исходя из этих принципов, люди могут создавать свои собственный «индекс лучшей жизни», расставив приоритеты в 11 направлениях – например, определив важность работы, жилья или безопасности. Используя такой метод, риск заблуждения можно свести к минимуму, поскольку люди могут выбрать свои собственные стандарты. Результаты, в том числе и существенные различия между странами, показывают: совершенствование человека не должно заключаться только в психобиологии, его также можно достичь путем социально-политических реформ. Оказалось, например, что безопасность больше всего ценят в Японии, доход и жилье – в США, а образование – в Финляндии.

Улучшение когнитивных функций, как правило, требуется не «для кайфа», а чтобы получить более высокую оценку, показать превосходство над своими сокурсниками или увеличить способность к обучению (Грили и соавт., 2008). Авторы утверждают, что почти 7% студентов в США уже используют такие стимуляторы, как метилфенидат или амфетамин для повышения познавательных способностей, а в некоторых кампусах их число достигает 25%.

Авторы систематического обзора делают вывод, что на практике употребление таких препаратов – обычное дело, хотя в разных выборках результаты могут значительно отличаться (Смит и Фарах, 2011). Но такое утверждение может быть поспешным – во-первых, из-за субъективности. Решение осложняет разница в результатах: с 1,7 до 34% в исследованиях с более чем тысячей студентов. Иногда полученные данные отражают распространенность в прошлом месяце, а иногда они относятся к прошлому году. Во-вторых, авторы часто исследуют немедицинское потребление, для которого у студента может быть много разных мотивов – например, чтобы испытывать чувство эйфории или даже похудеть. Детальные опросы принимающих такие препараты в элитном университете США показали, что ими движет скорее эмоциональный мотив, чем когнитивный – даже если они хотят при этом достичь успехов в учебе. Благодаря препаратам студенты чувствуют себя лучше и более мотивированы.

Множество учёных предполагает, что можно чувствовать себя лучше и стать более умным путем стимуляции мозга, фармакологии, или психобиологических тренировок. Однако они также отмечают, что многое о работе стимуляторов не известно до конца. К тому же, финансирование таких исследований усложняется, ведь речь идет не о лечении. Мы также не должны забывать, что люди во многих странах уже вполне счастливы. А там, где счастье в основном еще не достигнуто, проблема отнюдь не в ограниченном доступе к технологиям, повышающим когнитивные способности. Поэтому клинические исследования, направленные на пациентов, страдающих от различных расстройств, должны быть приоритетнее.


Текст: Любовь Пушкарская

Whose well-being? Common conceptions and misconceptions in the enhancement debate by Stephan Schleim in Frontiers in Systems Neuroscience

Published 19 August 2014

https://doi.org/10.3389/fnsys.2014.00148

Выпуск 40: можно ли улучшить предсказательные способности мозга?

Выпуск 39: болезнь Альцгеймера: с кем и с чем проводить исследования?

Выпуск 38: к чему приведет объединение мозга и компьютера

Выпуск 37: манипуляции со сном для улучшения памяти

Выпуск 36: улучшать мозг — это хорошо или плохо?

Выпуск 35: может ли ТМС прогнать голоса из головы?

Выпуск 34: где применять нейроморфные процессоры

Выпуск 33: насколько этично улучшать мозг

Выпуск 32: вопросы к стимуляции мозга электрическим током

Выпуск 31: контроль над разумом

Выпуск 30: существуют ли чертоги разума

Выпуск 29: обещанная награда усиливает межнейронные связи

Выпуск 28: нейроинтерфейсы для контроля себя

Выпуск 27: тренироваться, да не перетренироваться

Выпуск 26: программная статья

Выпуск 25: магнитная стимуляция против слуховых галлюцинаций

Выпуск 24: синестезия без синестезии

Выпуск 23: как «выжать» из сна максимум

Выпуск 22: этика интерфейсов «мозг-компьютер»

Выпуск 21: научный путь к чертогам разума

Выпуск 20: какой толк от постоянного тока

Выпуск 19: зачем нужен сон

Выпуск 18: химерный мозг

Выпуск 17: дети и стимуляция мозга

Выпуск 16: нейропротезы для воли

Выпуск 15: фМРТ-практики

Выпуск 14: стимуляция при эпилепсии

Выпуск 13: как электричество может снять боль?

Выпуск 12: что может медитация?

Выпуск 11: от человеческого мозга до мозга глобального

Выпуск 10: этические проблемы интерфейсов «мозг-мозг»

Выпуск 9: просоциальное поведение на фМРТ.

Выпуск 8: руки помощи.

Выпуск 7: почему IQ-тесты не всегда корректно работают?

Выпуск 6: что есть сознание и есть ли оно у интернета?

Выпуск 5: база данных ЭЭГ.

Выпуск 4: интерфейс «мозг-компьютер», прогресс за рамками определений.

Выпуск 3: магнитная стимуляция и поведенческая терапия.

Выпуск 2: как объяснить сознание.

Выпуск 1: нейропротезы замкнутого цикла.

Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.